В чем молодой стартап оказался сильнее Uber

Американский стартап Skip получил эксклюзивные права на прокат электросамокатов в Сан-Франциско, обойдя именитые компании
Санджей Дастур, основатель компании Skip/ Bloomberg / Getty Images

В Америке бум электросамокатов. Простейшее в управлении транспортное средство взялись продвигать технологичные компании. Бизнес проката электросамокатов развивают и мэтры, такие как Uber и Lyft, и молодые стартапы.

С начала года, как сообщает Business Insider, в Сан-Франциско стали работать сразу три стартапа – Bird, LimeBikes и Spin, которые втроем привлекли от инвесторов на экспансию в США $225 млн. Bird всего 16 месяцев, а она оценивается инвесторами в $2 млрд, Lime исполнилось 20 месяцев, а ее оценка – $1,1 млрд. Они стали «единорогами» быстрее любого другого стартапа в истории Америки, уверяет PitchBook. Но эксклюзивное право проката электросамокатов в Сан-Франциско получили не они и не Uber с Lyft. На прошлой неделе власти Сан-Франциско объявили, что из 12 подавших заявки компаний они выбрали Scoot и Skip, эксклюзивные права закреплены за ними на год. Сначала они могут эксплуатировать по 625 электросамокатов каждая, через шесть месяцев парк можно будет увеличить вдвое.

Scoot и Skip – небольшие стартапы, на двоих они привлекли менее $50 млн инвестиций, утверждает WSJ. Первый специализируется на прокате электромопедов в Сан-Франциско (США) и электровелосипедов в Барселоне (Испания), в Сан-Франциско ее электросамокаты должны появиться только с октября. А вот Skip, которому не исполнилось и года, с самого начала занимается прокатом именно электросамокатов в Вашингтоне, Портленде и Сан-Франциско.

Основатель Skip Санджей Дастур заявил TechCrunch: «Мы первый разрешенный прокат электросамокатов [без использования станций подзарядки]. Мы работаем с городами при развертывании своей сети, делимся с ними данными и взаимодействуем с местным сообществом».

Сделан из игрушек

Дастур получил диплом бакалавра в Калифорнийском университете в Беркли и защитил докторскую по биотехнологической робототехнике в Стэнфордском университете. Он работал в лаборатории реактивного движения NASA, расположенной в окрестностях Лос-Анджелеса, и SRI International (основанная в 1946 г. как Стэнфордский исследовательский институт, стала независимой организацией и внесла существенный вклад в создание компьютерной мыши, жидкокристаллического экрана и т. д.). Но наемный труд был ему неинтересен.

В Стэнфорде Дастур учился в одном потоке с Джоном Ульменом и Мэттью Трэном, которые тоже изучали инженерное дело. Всем им не нравилось, сколько времени и сил тратится на передвижение по кампусу. Ульмен катался на скейтборде и как-то приделал к нему электродвигатель. Он без проблем преодолевал подъемы по холмам, развивал скорость выше 32 км/ч, при этом не имея тормозов. Ульмена немедленно забросали вопросами о его изобретении, слух о нем быстро разлетелся по кампусу.

Как раз в то же время Дастур и Трэн ломали голову над похожим проектом: как обеспечить живущим в районе 6 миль от работы или учебы простой, дешевый и быстрый способ добраться до места назначения. Прослышав об Ульмене, Дастур уговорил его объединить усилия. В итоге троица основала компанию Boosted Boards – так история рассказывается на сайте этого стартапа.

«Когда я упоминаю электротранспорт, люди сразу же думают о традиционном ежедневно используемом транспорте: машинах, мотоциклах, велосипедах, – говорил Дастур на конференции Ted Talks (цитата по сайту ted.com). – Сегодня я покажу вам электротранспорт, который весит меньше, чем велосипед, который вы можете носить с собой, заряжать от обычной настенной розетки всего за 15 минут и на котором вы можете передвигаться на 1000 км, потребляя при этом электроэнергию на сумму около $1 <...> Но самое интересное [то, что все детали для него] мы купили в магазине игрушек. Это части самолетов на дистанционном управлении».

Способ самоуничтожения

Друзья развивали проект с помощью инкубаторов Y Combinator и StartX. 11 сентября 2012 г. они запустили сбор средств на краудфандинговом сайте Kickstarter. Заявленные $100 000 были собраны за сутки. Через месяц 1100 человек выложили за право купить в будущем электроскейтборд $467 167. В конце 2013 г. первые доски были готовы и доставлены первым покупателям, утверждается на сайте компании. Длиной доска была почти 1 м, весила 5,5 кг, была снабжена двигателем в 2,6 л. с. и управлялась с ручного пульта по Bluetooth. Она могла двигаться вперед и назад и тормозить. В запас хода – почти 10 км – укладывается половина поездок, совершаемых в США, уверял Дастур.

Журнал Wired провел тест-драйв доски, водитель выжал 35 км/ч (официально максимальная скорость была не более 32 км/ч) и пошутил, что парни из Boosted Boards изобрели способ самоубиться побыстрее и подешевле. Насчет «дешевле» он преувеличил. В розницу первая доска продавалась за $2000.

Дороговизна была одним из нареканий к проекту. Следующая модель стоила уже $1500. Покупателям первой модели компания вернула $500, писал Wired. Со временем Дастур с друзьями делали доски все дешевле – в том числе за счет сокращения длины и емкости батарей. Сейчас на сайте компании можно купить модели от $749 до $1599.

Не обошлось без технических проблем. Прошлой осенью компании пришлось объявить об отзыве 3300 досок для замены батарей после прецедента, когда у двух клиентов они начали дымиться. Также стартап посоветовал владельцам досок второго поколения не кататься при дожде или по влажной поверхности, хотя изначально механизм был заявлен водонепроницаемым, пишет The Verge.

Главная проблема

Главная проблема скейтборда как городского транспорта оказалась в другом. Автор TechCrunch был одним из первых 10 человек, в 2012 г. подписавшихся на Kickstarter на первенца Boosted Boards. Он был в восторге от доски, пока как-то не свалился с нее на полном ходу: «Человеческое тело не приспособлено для встречи с мостовой на 35 км/ч. Доска вела себя отлично, просто я выехал на участок, засыпанный гравием, повредил лодыжку и не мог ходить пять месяцев». У доски слишком маленькие колесики, чтобы отрабатывать препятствия, и не хватает ручки, за которую можно держаться, сделал он вывод и пару лет не катался даже на обычном скейте.

Видимо, основателей стартапа беспокоили те же соображения. Два года назад из проекта ушел один из сооснователей, Трэн. В прошлом году пост гендиректора Boosted Boards покинул Дастур. Они занялись новым проектом – Waybots (в мае этого года переименован в Skip). Скейтборд заменили на самокат, а личное владение средством передвижения – на райдшеринг. Запас хода его самокатов – 48 км, максимальная скорость – 29 км/ч, но она может искусственно ограничиваться в разных городах, предупреждается на сайте компании.

Беда многих прокатов электросамокатов, которые не надо парковать на станции зарядки, что они после полудня разряжены и бесполезны. У Skip, как правило, хватает энергии на день, пишет TechCrunch. Стартап запустил краудсорсинговую программу: за вознаграждение добровольцы могут забрать ночью электросамокат домой на подзарядку.

Стратегия Дастура

Муниципалитетам понравилась возможность частично разгрузить город от автомобилей: электросамокат – подходящий транспорт, чтобы ездить на небольшие расстояния. Электросамокат обходится в $50, инвестиции окупаются за месяц-другой и еще где-то год, пока не испортится окончательно, он приносит прибыль, объяснял Business Insider профессор Университета Калифорнии Дэвид Чаррон. Как правило, арендовать самокат стоит $1 и еще около $0,15 стоит минута катания. Аренда организована через приложение в смартфоне. Услуга удобна еще и тем, что электросамокат в отличие от велосипеда можно оставить там, куда приехал: его не надо парковать на специальной станции.

Skip привлек 17 мая этого года $6 млн в первом раунде финансирования и $25 млн во втором 12 июня, всего – $31 млн, сообщает Crunchbase. Несмотря на это, Дастур верит, что его компания преуспевает. «Не думаю, что в индустрии сложится ситуация по типу «победитель забирает все», – сказал он FT. – Если вашей работе мешает ваша приверженность к быстрому масштабированию, в долгосрочной перспективе я не верю, что это выигрышная стратегия». И добавил: «Мы видели много технологических компаний, которые росли очень быстро, но не имели прочного фундамента под собой». Считается, что первый пришедший на рынок получает львиную долю пирога. Этому принципу следуют многие стартапы по прокату, собирая с инвесторов миллионы для быстрой экспансии, рассуждает FT. У Дастура другой подход: «Вопрос не в том, чтобы быстро где-то открыться, а чтобы быть там и через год, и через пять лет».

Своим нынешним и будущим конкурентам Дастур дал один совет: «Играйте по правилам». Он доказывал FT, что прежний подход технологических компаний – двигаться быстро и разрушать отрасль – перестал работать при нынешних властях и регуляторах. Особенно это касается быстро растущего рынка перевозок.

По этому пути в Сан-Франциско пытался идти Bird, пишет Business Insider. В январе он начал переговоры с властями о старте своей работы, пообещал убирать самокаты на ночь с улиц и выплачивать городу с каждого ежедневно $1 с условием, чтобы эти деньги шли на развитие транспортной инфраструктуры. Правда, как писал журнал в апреле, город этих денег так и не увидел.

Польза законопослушания

Проблема в том, что большинство компаний выводят электросамокаты до того, как получают разрешение от местных властей, пишет FT. Они вовсю пользуются тем, что это новая сфера бизнеса, не отрегулированная законом. Ярче всего это проявилось как раз в Сан-Франциско, где против электросамокатов восстали жители.

«Мы единственный оператор, который не получал предписания о прекращении противоправных действий, не говоря уж о том, чтобы игнорировать его. Мы подаем хороший пример нашей отрасли. Сотрудничество с городскими властями имеет ключевую важность, хотя индустрия начинала работу совсем иначе», – продолжает излагать свои принципы Дастур в беседе с FT.

Business Insider Дастур говорил, что хочет сотрудничать с городами, а не просить у них прощения задним числом. Перед тем как начать работу в Вашингтоне, он несколько раз встречался с чиновниками и не запускал проект, пока не получил их одобрения. Он уверяет, что это был первый случай в США, когда стартап начал работу с позволения местный властей. Дастур отличается от большинства конкурентов тем, что вел переговоры и в Вашингтоне, и в Портленде, и в Сан-Франциско и никогда не начинал работу, не получив разрешения чиновников, подтверждает FT.

Бунт против самокатов в Сан-Франциско

В начале года на улицах Сан-Франциско сотни электросамокатов появились в считанные недели. Хороший замысел споткнулся о низкую культуру клиентов: вместо велодорожек и проезжей части те принялись шнырять по тротуарам, пугая прохожих. Самокаты бросали прямо поперек тротуара и, что еще опаснее, велосипедных дорожек, перед дверями магазинов и домов, на остановках транспорта, забивали ими велопарковки.

В ответ горожане выбрасывали самокаты на помойку, ломали колеса, перерезали провода, заклеивали нанесенные на них QR-коды (они нужны, чтобы смартфон распознал самокат и автоматика его разблокировала) и даже пачкали экскрементами.

Договориться трудно

Из-за того что Skip нацелен договариваться с властями, у него возникают дополнительные трудности. Приходится убеждать власти, что компания делает все возможное, чтобы обеспечить соблюдение правил и не мешать пешеходам и велосипедистам. Например, на сайте компании перечисляют ограничения в Портленде. Нельзя кататься в городских парках («даже если вы видите, как клиенты других компаний делают это»), нельзя заезжать на тротуар (двигаться можно только по велосипедным и автомобильным дорожкам), нельзя оставлять самокат ближе 1,5 м от пешеходного перехода, стоянки для велосипедов, пожарного гидранта, питьевого фонтанчика и еще множества других мест.
Skip уверял TechCrunch, что у него более точная, чем у конкурентов, система геолокации, которая способна отслеживать выезд на пешеходные дорожки. Он требует, чтобы клиентам было не менее 18 лет, надеясь, что у них больше сознательности, просит фотографировать самокат после окончания аренды, чтобы проверить, грамотно ли он припаркован. FT компания рассказывала, что постоянно работает над технологиями, поднимающими тревогу, если самокат мешает проходу, занимает место на стойке для велосипедов или лежит, вместо того чтобы стоять.
Самая большая проблема – шлем, который теоретически необходим для езды на электросамокатах. Обычно компании не обращают на это внимания. Сам Дастур признавался TechCrunch, что это сложнейшая проблема. В Портленде с августа этого года Skip договорился о размещении 200 бесплатных шлемов для клиентов в разных местах города, рассказывала местная газета Willamette Week. Но все же найти его бывает не так-то просто.

Многие муниципалитеты, например Майами и Индианаполиса, разослали прокатчикам извещения с требованием прекратить работу. Компании вполне спокойно их игнорировали. Как минимум семь городов запретили прокат до тех пор, пока использование новомодного транспортного средства не будет законодательно отрегулировано, сообщает WSJ. Все больше городов, например Остин (Техас) и Вашингтон, ограничивает количество электросамокатов у одной компаний считанными сотнями, что идет вразрез с амбициозными планами многих стартапов. Например, Bird и Lime в мае начали работу в Денвере без разрешения властей. В ответ власти выслали муниципальных работников на минивэнах и пикапах. Те включили на смартфонах программы по аренде, нашли с их помощью и конфисковали более 300 электросамокатов. Теперь власти настаивают, что одна компания не может сдавать в аренду более 250 самокатов.

В Сан-Франциско власти испробовали все эти пути. До 30 апреля они велели стартапам отчитаться, какие меры те примут, чтобы их клиенты не катались по тротуарам и не бросали самокаты где попало. Когда это не помогло, они конфисковали сотни самокатов и решили ограничить бизнес стартапов, пишет WSJ. С 4 июня прокат электросамокатов был запрещен.

Том Магвайер, директор департамента муниципального транспортного агентства Сан-Франциско, прямо заявил WSJ, что прежние нарушения были важным фактором при оценке заявок 12 претендентов на работу в городе. Двух победителей он также похвалил за заботу о безопасности движения и доступности для бедных. Теперь за развитием событий в Сан-Франциско наблюдает множество других городов Америки, отмечает WSJ.

Пока абсолютно непонятно, как будет развиваться новая индустрия, пишет TechCrunch. Чиновники и бизнесмены напряженно следят за каждым прецедентом на рынке. Как уверяет WSJ юридический директор Bird Дэвид Эстрада, города с политикой ограничений пока в абсолютном меньшинстве: «Некоторые города собираются ввести барьеры для роста, другие – нет, но бизнес продолжает развиваться».

Транспортные средства будущего на выставке CES в Лас-Вегасе