Boeing 737 Max может вернуться в строй не раньше 2020 года

Производитель пока не может убедить регуляторов в безопасности этих самолетов
Возвращение Boeing 737 Max в эксплуатацию снова может быть отложено/ Boeing

Возвращение Boeing 737 Max в эксплуатацию снова может быть отложено. В Северной Америке эти самолеты вряд ли начнут летать к началу рождественского сезона в декабре, а в Европе – раньше января, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на представителей правительства и профсоюза пилотов США. Boeing до сих пор не удалось убедить международных регуляторов в безопасности этой модели.

Полеты на 737 Max были приостановлены по всему миру в марте 2019 г. после двух похожих авиакатастроф в Индонезии и Эфиопии, в которых погибло 346 человек. Предполагается, что причиной крушения в обоих случаях был сбой в работе системы MCAS, который заставлял нос самолета опускаться из-за неверных данных об угле наклона.

В августе состоялся брифинг, на котором Boeing представил документы, описывающие предлагаемые изменения в программном обеспечении и отвечающие на вопросы о других технических деталях. Однако американских, европейских, бразильских и других регуляторов не устроили ответы Boeing, утверждают источники WSJ. Это означает, что компании снова придется проработать эти вопросы и представить новый доклад. Кроме того, по словам двух чиновников, а также представителей профсоюза пилотов, в последние недели Boeing и Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) выявили еще один потенциальный риск в компьютерной системе управления полетом, что потребует дополнительных изменений в ПО и испытаний.

Внесенные изменения должны будут одобрить FAA и другие регуляторы, в том числе с помощью тестов на симуляторе и испытательных полетов. Таким образом, процесс, вероятно, затянется еще на несколько недель по сравнению с ожидавшимися сроками. По словам источников WSJ, это сильно сокращает вероятность того, что самолет может вернуться в эксплуатацию в Северной Америке к рождественским праздникам, как ранее прогнозировали Boeing и некоторые авиаперевозчики США. В Европе некоторые представители авиационной отрасли все больше убеждены, что полеты 737 Max вряд ли начнутся раньше января, пишет газета.

Наибольшие разногласия у американских и европейских регуляторов вызывают вопросы подготовки пилотов. В отличие от европейцев, FAA и большинство лидеров американского профсоюза пилотов не считают нужной дополнительную предварительную тренировку на симуляторах. В итоге в каждой стране власти будут принимать решение по этому поводу самостоятельно.

Представитель Boeing отказался дать WSJ комментарии по поводу августовского брифинга, о котором ранее не было известно. «Мы по-прежнему надеемся, что эксплуатация модели возобновится в начале IV квартала», – сказал он. Представитель FAA отметил, что регулятор не придерживается какого-либо установленного срока. Кроме того, международной группе экспертов, включающей представителей девяти зарубежных регулирующих органов, потребуется больше времени, чтобы дать свои рекомендации, подтвердило FAA.

American Airlines и United Airlines уверены, что смогут начать использовать 737 Max к концу декабря, хотя прежде рассчитывали на сертификацию модели к началу ноября. Другая американская авиакомпания, Southwest Airlines, и Air Canada не планируют вводить самолет в эксплуатацию раньше следующего года, чтобы не столкнуться с проблемами в случае новой отсрочки со стороны регуляторов. «Отказавшись от использования Max в нашем расписании, мы можем снизить риск отмены рейсов в последнюю минуту», – заявила в августе Southwest.

На момент приостановки эксплуатации 737 Max американские авиаперевозчики использовали 72 самолета этой модели. Предполагалось, что их количество удвоится в этом году.

Предсказать исход переговоров авиаперевозчиков и лизингодателей с производителем по теме приобретения Boeing 737 Max сейчас сложно, замечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Российские заказчики пока сохраняют спокойствие, большинству из них выгодно не расторгать сделки, а в досудебном порядке договариваться о скидках и преференциях на будущие поставки самолетов этой модели, уверен эксперт: «Все-таки авиакомпании рассчитывают на то, что модель с данными характеристиками будет летать по их маршрутной сети». Но и авиационные, и лизинговые компании уже столкнулись с проблемами. Сейчас в России 737 Max есть у авиакомпании «Глобус» (входит в S7 Group) – два самолета, которые не эксплуатируются, приводит данные Пантелеев. По его словам, еще с мая ожидали поступления новых машин «Уральские авиалинии» и Utair. «Перевозчики рассчитывали получить новые современные самолеты к летнему сезону и вывести их на маршруты. Однако поставки сорвались, и компании недополучили прибыль», – отмечает эксперт. На прошлой неделе принадлежащая госкорпорации «Ростех» лизинговая компания «Авиакапитал-сервис» подала иск к Boeing с требованием расторгнуть контракт на 35 Boeing 737 Max. По данным Financial Times, компания также требует вернуть $35 млн предоплаты, возместить недополученную прибыль в размере $75 млн и ущерб на $115 млн.