Как нанять сильного топ-менеджера на краткосрочную работу

Что делать, если срочно нужен хороший временный директор

Компании все активнее практикуют наем топ-менеджеров на короткий срок, этот тренд подстегивают развивающиеся технологии и пандемия. Из-за нестабильности экономики компании перестают разрабатывать стратегии развития бизнеса на срок дольше 2–3 лет. Поэтому компаниям нужны руководители, которые проработают не неопределенно долгое время, а один год или даже меньше, выполняя срочную горящую задачу. Примеры таких срочных задач, с реализацией которых нельзя медлить и 2–3 месяца: открытие производства вакцины против COVID-19, запуск проекта по телемедицине, налаживание онлайн-продаж.

Из-за кризиса, спровоцированного пандемией, многие компании просто не могут позволить себе нанять сильного управленца в штат на долгое время. Эффективный временный топ-менеджер – идеальный вариант для компании. Он выполнит проект в сжатые сроки и к тому же позволит нанимателю сэкономить (ведь руководитель будет нанят по срочному трудовому договору). Проблема в том, что эффективные топ-менеджеры мало заинтересованы в краткосрочной временной работе. Что делать нанимателю, когда топ-менеджер на короткий срок нужен прямо сейчас?

1. Сформируйте проектную команду из опытного топ-менеджера старше 60 лет и молодого топ-менеджера, пусть обладающего недостаточной квалификацией, но сильно заинтересованного. Топы пенсионного возраста и молодые руководители гораздо легче соглашаются выйти на проект, чем кандидаты 30–45 лет, так как и у тех и у других меньше семейных обязательств и меньше вариантов занять высокую должность на длительный срок. Их эффективность будет не ниже, а, возможно, даже выше. А их услуги могут быть дешевле. Например, фармацевтическая компания на проект строительства завода наняла команду из опытного вице-президента по производству 68 лет и проектного менеджера 26 лет. Они отлично справились.

Искать топов пенсионного возраста лучше всего по рекомендациям. Нужно попросить порекомендовать тех, к кому обращаются специалисты из разных компаний отрасли за советом и которых знают в профессиональном сообществе.

2. Рассмотрите кандидатов из других стран. Удаленная работа открыла нанимателям новые перспективы: компания может нанять кандидата из другой страны. Вполне реально пригласить экспата на руководящие должности в стратегическом маркетинге, IT, организации слияния или поглощения, и перевозить его в Россию вовсе не обязательно. Такие случаи уже есть, хотя и единичны.

Безусловно, выше всего ценятся кандидаты из США и Западной Европы. Но проще всего подобрать подходящих кандидатов в Восточной Европе, Индии или Китае: им интересен переезд в Россию, а финансовые ожидания близки к российским реалиям. В Индии большой пул кандидатов с опытом в фармацевтике, а в Китае – в производстве потребительских товаров. Для быстрого подбора кандидатов можно воспользоваться сайтом LinkedIn (заблокирован в России), обратиться в ассоциацию SMW и в специализированные зарубежные компании по предоставлению временного менеджмента, такие как Globalise или WIL Group.

3. Ищите кандидатов в пострадавших от пандемии отраслях. Как известно, от пандемии больше других пострадали такие отрасли, как непродовольственная розница, пассажирские перевозки и т. п. – оттуда сейчас можно привлечь высококлассных менеджеров, которые готовы сменить отрасль.

Обязательно используйте профильные группы и сообщества: клубы выпускников бизнес-школ, профессиональные сообщества по проектным задачам. Например, на Facebook есть такие группы, как CFO club – сообщество финансовых директоров, HR-хаб – там встречаются HR-менеджеры и директора, PMO – группа для проектных менеджеров из различных отраслей.

4. Не бойтесь нанять иногороднего топ-менеджера на полную удаленку. В пандемию часть топов и собственников разъехались по загородным домам и решили пересидеть год-полтора, проживая сбережения, чтобы вернуться в бизнес, когда рынок начнет расти. Часть из них точно будет готова взяться за краткосрочный проект, особенно если не придется возвращаться в Москву или Санкт-Петербург.

5. Возглавьте кампанию по подбору временного топ-менеджера. Очень важна личная вовлеченность собственника бизнеса, не стоит перекладывать все переговоры на директора по персоналу. Если собственник сам напишет на LinkedIn и в Facebook приглянувшимся руководителям и пригласит их на проекты, это только ускорит процесс.

Что делать, чтобы упростить поиск временного топ-менеджера в будущем?

1. Дайте службе персонала задание заняться мониторингом сильных потенциальных кандидатов, чтобы отловить момент, когда у тех закончится контракт на текущем месте работы. Предложите этим кандидатам возглавить краткосрочный проект, пока они подыскивают варианты для постоянной работы.

2. Уделите внимание развитию бренда работодателя. Рассказывайте в соцсетях и на профильных мероприятиях, какой у вас инновационный, динамичный, эффективный бизнес и какая замечательная корпоративная культура. Мне известен генеральный директор, который пишет в соцсетях про все новые проекты увлекательно и с юмором. У него более 10 000 подписчиков в Instagram и более тысячи – в Facebook.

Ну и самое главное – привлечь лучших из лучших позволят интересные задачи, четко поставленные цели, достойное вознаграждение, реальное делегирование полномочий и доверие. Даже если вы не готовы предложить им многолетнюю карьеру в компании.