Бенефициарами реформы маркировки товаров могут оказаться Усманов и «Ростех»

Правительство хочет отдать систему контроля за товарами частному оператору
Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов (слева) и совладелец USM Holdings Алишер Усманов смогут порадовать себя крупным госконтрактом/ Алексей Дружинин / Пресс-служба президента / ТАСС

Система маркировки товаров, которой сейчас занимается Федеральная налоговая служба (ФНС), может стать государственно-частным партнерством (ГЧП). Партнер уже нашелся – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ), принадлежащий структурам совладельца USM Holdings Алишера Усманова, госкорпорации «Ростех» и управляющему партнеру Almaz Capital Partners Александру Галицкому. Об этом «Ведомостям» рассказали два федеральных чиновника, подтвердили люди, близкие к ЦРПТ и к одной из сторон сделки.

Идея обсуждалась на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева в пятницу, о его итогах писал «Коммерсантъ». До 2024 г. в России может появиться система слежения за маркированными товарами, но оплачивать ее создание государство само не хочет. Чиновники должны подготовить список товаров, которые придется маркировать их производителям и импортерам.

Уже обязаны это делать производители шуб – марка для них стоит от 15 до 22 руб. С февраля начался эксперимент с маркировкой лекарств, с 2018 г. он охватит и сигареты. Участники эксперимента должны наносить метки на упаковки и передавать в систему сведения о цене товара и его движении по цепочке вплоть до продажи. Так чиновники намерены контролировать их оборот, бороться с нелегальной продукцией и серым сектором.

Представители Минпромторга периодически предлагали маркировать разные товары, например обувь, постельное белье, различную одежду.

Сейчас оператор системы – ФНС, но маркировать будут все больше товаров и траты на систему начнут расти, говорит федеральный чиновник, лучше передать ее частному оператору. Сначала по части товаров, которые не могут угрожать жизни и здоровью, а затем, возможно, и по остальным, рассказывает он. Налоговая и коммерческая тайна не станет препятствием, добавляет он, у новых касс тоже есть частный оператор (всего в реестре ФНС таких компаний больше 10).

Перспективный центр

«Ростеху» через АО «Концерн Автоматика» в ЦРПТ принадлежит 25%, еще 50% компании принадлежит разработичку билинговых систем АО «Петер-сервис», которая входит в USM Holdings, и еще 25% – у ООО «Элвис + групп», основным владельцем которой является Галицкий.

Другие претенденты на проект на совещании не обсуждались, знает федеральный чиновник, как именно ЦРПТ может получить проект, пока не ясно.

«Ростеху» не впервой получать госконтракты без конкурса. Например, по предложению госкорпорации был отменен конкурс на создание системы «Платон» и проект без конкуренции достался структуре «Ростеха» (оператор – компания РТИТС, принадлежит сыну Аркадия Ротенберга Игорю и фонду «РТ-инвест», которым владеют «Ростех» и Андрей Шипелов). В этом году «Ростеху» удалось без конкурса получить контракт на эксплуатацию Единой информационной системы госзакупок: правительство назначило единственным исполнителем «дочку» «Ростеха» – «РТ – проектные технологии».

Проект маркировки по своей сути напоминает «Платон», но платить придется уже не только перевозчикам, а всей стране, говорит юрист Илья Скрипников, специализирующийся на проектах ГЧП. Обсуждается, что инвестор возьмет на себя затраты на создание и эксплуатацию системы, рассказывает человек, близкий к ЦРПТ: организацию центров хранения и обработки данных, производство оборудования, обслуживание участников рынка. Доход он будет получать, вероятнее всего, от производителей и импортеров, полагает федеральный чиновник. Представитель ЦРПТ не комментирует это. В каком виде инвестор получит компенсацию затрат, еще обсуждается, оговаривается другой чиновник.

ЦРПТ уже занимается маркировкой товаров. Он разрабатывает технологию цифрового кода без специального носителя и будет оператором пилотного проекта по маркировке табака и обуви, говорит представитель ЦРПТ. Стоимость проекта обсуждать еще рано, продолжает он, ясно будет после реализации пилота.

Проект можно структурировать как ГЧП, говорит партнер Hogan Lovells Александр Долгов, это означает, что созданный объект будет принадлежать не государству, а частному партнеру. Но придется доказать его преимущества для государства по сравнению с госзакупкой – это требование закона о ГЧП, напоминает он. Получение дохода за счет платы потребителя не исключает инвестиций государства в создание объекта, отмечает Долгов, но, если они превысят половину его стоимости, объект в какой-то момент должен быть передан в собственность государству.

Риски для частной стороны будут минимизированы – спрос гарантирован требованиями законодательства наносить марку, считает Долгов. Наверняка в соглашении будет прописана компенсация от государства на случай изменения законодательства или тарифа [стоимости марки], считает он.

Представитель «Ростеха» не смог прокомментировать этот проект ГЧП. Представитель USM Holdings переадресовал вопросы в ЦРПТ, Минпромторга – в «Ростех», а Минфина – пресс-секретарю премьера Наталье Тимаковой. Она отказалась от комментариев. Так же поступили представитель курирующего маркировку первого вице-премьера Игоря Шувалова, ФНС и Александр Галицкий.