Увольнение работников за два года до пенсии может стать преступлением

Это заставит бизнес сокращать их заранее, уверены эксперты
Поддержать людей предпенсионного возраста государство может при помощи бюджета и Уголовного кодекса / Сергей Савостьянов/ ТАСС

Минтруд предложит профсоюзам и работодателям обсудить решение одного из самых острых вопросов, связанных с предстоящим повышением пенсионного возраста: как обеспечить работой задержавшихся на рынке труда россиян. Во многом ответственность за их трудоустройство может лечь на работодателей, следует из подготовленного министерством проекта дорожной карты по смягчению последствий реформы («Ведомости» ознакомились с документом, его подлинность подтвердил представитель Минтруда). Среди предложений – «проработать» вопрос об усилении ответственности работодателей – вплоть до уголовной – за увольнение людей предпенсионного возраста (наступает за два года до общего пенсионного). Идея, по словам представителя министерства, «поступила в ходе общественного обсуждения».

Усиление ответственности бизнеса приведет лишь к тому, что компании станут заранее увольнять работников, пока они не окажутся у «красной линии», либо вообще не брать на работу людей старше 45 лет, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Ни к чему, кроме роста безработицы среди пожилых, идея не приведет, уверен замдиректора Центра трудовых отношений Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников. Введение уголовной ответственности приведет лишь к тому, что работодатели будут увольнять мужчин до 60 лет и женщин до 55 лет, подтверждает президент РСПП Александр Шохин. По данным отчета HeadHunter за 2015 г., 81% компаний признали наличие возрастной дискриминации в кадровой политике. Точка отсечения, по мнению специалистов HeadHunter, – 45 лет. Сотрудники некоторых предприятий – например, Новочеркасского электровозостроительного завода и производителя авиационных двигателей ММП им. Чернышева – ранее сообщали «Ведомостям» о действующих у них программах по омоложению кадров, но представители компаний отрицали наличие такой цели.

Никто не будет увольнять работника за то, что он предпенсионного возраста, найдут другие причины, связанные с его профессиональной квалификацией, замечает чиновник, знакомый с ходом обсуждения пенсионной реформы. «Никто никогда откровенно не скажет (даже сейчас): ты стар и тебе не по силам эта работа», – отмечает руководитель практики трудового права юридической компании «Хренов и партнеры» Татьяна Николаенко.

Запрет на увольнение людей определенного возраста нарушает права предпринимателей, указывает чиновник.

Получается, бизнес будет нести финансовую нагрузку и ответственность за сохранение рабочего места за любым сотрудником предпенсионного возраста независимо от его квалификации и способности продолжать работу, рассуждает Николаенко. В какой-то степени это будет дискриминацией по отношению к другим работникам, считает она, а работодатель будет лишен возможности выбирать более квалифицированного сотрудника.

Нужно давать бизнесу ­стимулы для трудоустройства людей предпенсионного возраста, а не перекладывать ответственность государства на работодателей, категоричен Шохин. Можно ввести льготы по страховым платежам за работающих пенсионеров и людей в предпенсионном возрасте. Это был бы мощный стимул сохранять их на работе и переобучать, полагает Шохин.

Появятся для бизнеса и новые обязанности, следует из проекта дорожной карты: сообщать в службу занятости об увольнении работников предпенсионного возраста по инициативе работодателя или по соглашению сторон. Служба занятости, в свою очередь, будет обязана уведомить об этом государственную инспекцию по труду и помочь уволенному найти работу. Более того, в инспекциях по труду предложено создать специальную горячую линию, на которую люди в предпенсионном возрасте смогут сообщить о нарушении прав. Защиту трудовых прав этих россиян Минтруд хочет сделать одним из ключевых показателей эффективности госинспекций по труду. У Роструда так мало сотрудников, что дойти до конкретного предприятия они могут не чаще одного раза в 10 лет, а если бизнес будет информировать их о каждом увольнении людей определенного возраста, они потонут в море бумаг, да и проверить каждый случай увольнения не смогут, скептичен чиновник.

Застолбить за несостоявшимися пенсионерами рабочие места – не единственный способ поддержать их занятость, по версии Минтруда. В документе, например, предлагается помогать им начинать свой бизнес и привлечь к этому Минэкономразвития. Представитель Минэкономразвития не стал это комментировать – по его словам, проект дорожной карты в министерство пока не поступал.

Также людей предпенсионного возраста предлагается поддержать финансово – платить им повышенное пособие по безработице начиная с первого года реформы – 2019-го. Это нужно согласовать с Минфином, которому еще предстоит обеспечить ежегодную индексацию пенсий неработающим пенсионерам на 1000 руб., как обещал премьер Дмитрий Медведев, напоминает чиновник. Этот вопрос прорабатывается, отмечает представитель Минфина: если будет решено платить людям предпенсионного возраста повышенное пособие по безработице, то средства будут предусмотрены в федеральном бюджете. Но повышение пособия вряд ли скажется на состоянии рынка труда, скептичен Капелюшников: многое будет зависеть от того, насколько повысят и не ужесточат ли к нему доступ.

Предложенные меры явно готовились очень быстро, кажутся формальными и вряд ли дадут результат, рассуждает Сафонов: во многом они повторяют «имеющийся «суповой» набор мер содействия занятости других категорий», зато «отлично подходят для выполнения и отчетности, поскольку не требуют серьезных усилий». Нужен совершенно другой – программный – подход, считает он: экономические меры, направленные на сохранение рабочих мест, программы постоянного переобучения, особенно в возрасте после 40 лет, и не краткосрочные курсы от служб занятости, а бесплатная госпрограмма второго среднего и высшего профессионального образования.