Статья опубликована в № 4638 от 24.08.2018 под заголовком: Урал разовьет высокую скорость

Магистраль Екатеринбург – Челябинск добавит ВВП России 2,2 трлн рублей

Проект оценивается в 360 млрд рублей
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Центр экономики инфраструктуры (занимается методическим обеспечением крупных инфраструктурных проектов) оценил косвенные экономические эффекты высокоскоростной магистрали (ВСМ) Екатеринбург – Челябинск в 2,2 трлн руб. («Ведомости» ознакомились с расчетами, подлинность документа подтвердил представитель минэкономразвития Челябинской области).

Дорога начнет обеспечивать прирост ВВП, как только начнется ее строительство, и продолжит все время, пока будет эксплуатироваться по концессии. В 2021–2034 гг. валовой региональный продукт Челябинской области увеличится на 0,9 трлн руб.(0,1 трлн даст инвестиционный спрос, еще 0,8 трлн руб. – агломерационный эффект), ВРП Свердловской области – на 1,12 трлн (0,07 трлн руб. – инвестиционный спрос, 1,05 трлн руб. – агломерационный эффект), еще 0,1 трлн руб. даст инвестиционный спрос валовому продукту других регионов.

Дорога стимулирует рост производства строительных материалов и девелоперских услуг, это увеличивает поступление налогов и социальных отчислений. Максимальный эффект дает как раз строительство ВСМ – оно нуждается в высокотехнологических производствах и создает самые длинные цепочки образования добавленной стоимости, пишет ЦЭИ.

Соединение Челябинска и Екатеринбурга с помощью ВСМ создаст третий по величине центр экономического роста в стране после Москвы и Санкт-Петербурга с населением более 3 млн человек, надеется замгубернатора Свердловской области Александр Высокинский. Расчеты ЦЭИ он называет точными: методика основана на зарубежных аналогах и адаптирована к российским промышленным показателям. Оценка консервативная – скорее всего, эффект для экономики будет еще значительнее, считает Высокинский.

По плану Минэкономразвития на строительство ВСМ Москва – Владимир и Екатеринбург – Челябинск из бюджета должно быть потрачено 350 млрд руб.; общая стоимость проектов – 1,5 трлн руб. Представитель министерства не ответил на вопросы.

Создана проектная компания «Уральская скоростная магистраль», участниками проекта стали Челябинская и Свердловская области, а также бизнес – «РВМ капитал», Русская медная компания, ММК. Частные инвесторы в предложении для правительства оценили ВСМ Челябинск – Екатеринбург в 360 млрд руб. и просили софинансировать половину из федерального бюджета, рассказывали два человека, участвовавшие в обсуждении проекта. В марте Минтранс решил, что заключить соглашение с инвесторами можно, но предложил еще раз обсудить условия, переговоры должны завершиться к 30 сентября: правительство должно решить, строить дорогу сейчас либо отказаться от инициативы инвесторов.

Инвесторы и власти обоих регионов планируют заключить концессионное соглашение в 2018 г., закончить проектирование к 2020 г., построить ВСМ к 2024 г., сказано в презентации участников проекта («Ведомости» ознакомились с копией, ее подлинность подтвердили региональные чиновники). Соглашение предусматривает 218 км двухпутной ВСМ, построить предстоит 209 км путей. 8,5 км уже есть. Вне городов поезда будут развивать скорость до 300 км/ч, в городах – до 200 км/ч. У поезда ВСМ будут остановки в аэропортах «Баландино» (Челябинск) и «Кольцово» (Екатеринбург). Вокзалы придется строить не только в аэропортах, но и между ними – в Сысерти и Снежинске, там будут останавливаться ускоренные региональные поезда тем же сообщением, но развивающие до 160 км/ч, знает региональный чиновник. Чем агломерация больше, тем производительность труда выше, объясняет директор по экспертной работы ЦЭИ Максим Фадеев. ВСМ сократит время в пути, а значит, и транспортные издержки, усилит миграцию, обеспечит рост и рынку труда, и рынку товаров и услуг, увеличится эффективность производства, вырастут инвестиции.

В федеральной повестке систематически поднимается вопрос формирования сильных точек роста в противовес Москве и Санкт-Петербургу и проект ВСМ Челябинск – Екатеринбург соответствует этой политике, практически объединяя два города в один, говорит замгубернатора Челябинской области Руслан Гаттаров. Области получат эффект и от строительства – до 80% материалов и оборудования будет произведено на Урале, – и от эксплуатации ВСМ, уверен замгубернатора.

РЖД оказывает отраслевую и экспертную поддержку проекту, сообщил представитель компании, участвует в выборе маршрута и разработке предварительного технико-экономического обоснования проекта.

В России не было подобных проектов, связь двух крупных промышленных центров – новый подход, лишь на практике он сможет доказать эффективность, говорит старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. И вокруг Екатеринбурга, и вокруг Челябинска сформированы агломерации – синергия может возникнуть, но трудно оценить, насколько рост, связанный с ВСМ, будет опережать рост, который был бы без ВСМ, замечает он. Но это удачный проект, чтобы начать такого рода эксперименты, и хорошая попытка уйти от централизации страны вокруг Москвы.

Любые инвестиции в транспортную инфраструктуру мегаполисов крупных городов вне Москвы полезны, уверен и аналитик S&P Карен Вартапетов: региональная инфраструктура крайне недофинансированна, более половины региональных бюджетных инвестиций осуществляется в Москве и Петербурге, что приводит к сверхцентрализации экономической активности в стране, заключает он.

Читать ещё
Preloader more