Статья опубликована в № 4731 от 14.01.2019 под заголовком: НДС не нашел спроса

Повышение НДС столкнулось со слабым спросом

Инфляция в начале года ускорилась умеренно из-за осторожности продавцов
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Инфляция с 1 по 9 января 2019 г. составила 0,5%, сообщил Росстат. Это рекордные темпы с начала июля 2015 г.: тогда инфляция ускорилась до 0,7% в связи с повышением тарифов на услуги ЖКХ. Среднесуточный рост цен в первую неделю января по сравнению с декабрем увеличился почти вдвое, при том что многие производители повысили цены еще перед новым годом, констатирует директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов: если такие темпы сохранятся до конца месяца, по итогам января цены вырастут на 5,8% год к году. Пока исходя из недельных данных годовая инфляция ускорилась до 4,6% с декабрьских 4,3%. В последний раз такая годовая инфляция наблюдалась в феврале 2017 г.

ЦБ прогнозировал ускорение инфляции в 2019 г. в связи с повышением с 1 января ставки НДС с 18 до 20% до 5–5,5%, а в первом полугодии – до 5,5–6%. Прогноз Минэкономразвития на этот год – 4,3%. Отвечая в четверг на вопрос «Ведомостей», регулятор подтвердил свой прогноз: по его расчетам, своего пика инфляция достигнет в марте-апреле, после чего начнет замедляться. Помимо повышения налога с 1 января 2019 г. были проиндексированы тарифы на железнодорожные перевозки, а также состоялась первая индексация тарифов на услуги ЖКХ (на 1,7%, вторая – на 2,4% – будет с 1 июля 2019 г.).

С учетом того что за год рубль обесценился к доллару на 17%, инфляция ускорилась умеренно: судя по всему, из-за слабого потребительского спроса, пишет в обзоре главный экономист ING по России и СНГ Дмитрий Долгин. Рост оборота розницы в ноябре 2018 г. (последние имеющиеся данные) ускорился до 3% в годовом выражении с 2% в октябре, а реальные доходы населения упали на 2,9% после незначительного октябрьского роста на 0,3%. Из-за слабого спроса ритейлеры могут жертвовать маржей, как они это делали в 2017 и 2018 гг., и не закладывать повышение налога в цены, замечал ранее главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров.

Ритейлеры действительно могли оценить потребительский спрос как слабый, чувствительный к небольшим повышениям цен, согласен главный экономист «ВТБ капитала» по России Александр Исаков. Нормальный темп роста цен в первую неделю года – около 0,3%, говорит он, т. е. повышение НДС по первым данным ускорило инфляцию всего на 0,2 п. п. Но дело может быть и в том, что корзина товаров и услуг, по которой рассчитывается недельная инфляция, отличается от корзины за месяц: в ней больше вес продовольственных товаров (47,1% против 37,5%), по многим из которых сохранилась льготная ставка НДС 10%, и меньше – услуг и непродовольственных товаров, по которым ставка за редкими исключениями выросла до 20%, продолжает Исаков. Поэтому первые данные Росстата могут быть просто статистически смещены, а месячные покажут более существенный рост, резюмирует он.

Цены на продовольствие вырастут, но из-за низкого платежеспособного спроса не слишком сильно, считает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Повышение НДС косвенно повлияет и на стоимость социально значимых товаров с льготной ставкой, добавляет он: производство аграрной продукции станет более затратным из-за роста цен на оборудование, средства защиты растений, удобрения, технику, логистику. Кроме того, предприятия пищевой промышленности закупают аграрное сырье либо без НДС, либо с 10%-ным НДС, что приводит к разрыву между входящим налогом и исходящим и увеличивает платежи по этому налогу.

Многие из опрошенных «Ведомостями» автопроизводителей говорят о повышении цен в связи с увеличением НДС. В частности, о повышении цен на 2% сообщил представитель Nissan, ранее – компания Volvo. Представитель Infiniti рассказал о связанной с повышением НДС и ставок утилизационного сбора «технической корректировке цен» с 1 января 2019 г.

На стоимости медицинских услуг «Медси» повышение НДС не скажется, обещает представитель клиники. Вырастут издержки самих клиник на медицинское оборудование и расходные материалы, говорит директор по маркетингу сети клиник «Альфа – центр здоровья» Татьяна Кондратьева. Как вырастут цены на туры, пока сказать сложно, отмечает гендиректор сервиса онлайн-бронирования туров level.travel Дмитрий Малютин: во многом это зависит от поставщиков.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more