Американские компании ищут альтернативу Китаю

Но им непросто переместить производство в США или другие страны
В 2018 г. лишь 1% проданной в США обуви был выпущен на родине, а 70% – в Китае/ Qilai Shen / Getty Images

Президент США Дональд Трамп дает простой совет американским компаниям, обеспокоенных эскалацией торгового конфликта с Китаем. Им нужно переместить производство в США или другие страны, если они хотят избежать пошлин на импорт. Некоторые уже думают об этом, тем более что Пекин создает им проблемы в ответ на действия Вашингтона.

Однако для многих компаний сделать это не так просто.

В начале мая Трамп повысил с 10 до 25% пошлины на импорт китайских товаров стоимостью $200 млрд из-за недовольства тем, как продвигаются торговые переговоры с Пекином. Затем он поручил правительству подготовиться к введению 25%-ных пошлин на товары стоимостью еще на $300 млрд. Таким образом, под пошлины может попасть фактически весь импорт из Китая, а переговоры между сторонами с тех пор не возобновились.

Как показал опрос компании Panjiva, анализирующей данные о торговле, еще до введения пошлин 50% ее клиентов планировали переместить производство за пределы Китая, а после их введения их доля увеличилась до 82%.

Похожие результаты дал опрос Американских торговых палат в Китае и Шанхае. Около 40% респондентов заявили, что думают переместить производство в другую страну или уже сделали это. Треть из 239 опрошенных компаний также заявили, что отложили или отменили инвестиции в Китай из-за пошлин. При этом 47% респондентов признались, что уже столкнулись с ответной реакцией Пекина в виде более долгих таможенных проверок, дополнительных инспекций и задержкой с выдачей лицензий.

Задача найти альтернативу Китаю превратилась в «реальность», но она очень сложна и требует больших затрат, утверждает Бронвин Флорес из Consumer Technology Association, представляющей интересы импортеров электроники. Компания, которая годами выстраивала хорошие отношения с поставщиками, теперь «должна нанять и обучить, возможно, 1000 новых сотрудников» в другом месте, сохранив при этом качество продукции, приводит ее слова Financial Times.

В обход пошлин

Американским компаниям приходится думать и о том, как обойти ответные пошлины, введенные Китаем на товары из США. Китайский рынок очень важен для многих: например, это крупнейший в мире рынок мяса, и ведущая американская мясоперерабатывающая компания Tyson Foods ведет переговоры в Казахстане об открытии производства. Инвестиции в первый завод по переработке говядины могут составить $200 млн, а в итоге капиталовложения могут достичь нескольких миллиардов долларов, потому что Tyson Foods намерена довести производство мяса в Казахстане до 5 млн т в год, сообщила Financial Times со ссылкой на людей, знакомых с ходом переговоров. В этом году в Казахстане будет произведено 480 000 т говядины, прогнозирует министерство сельского хозяйства США.

В последние годы американские компании постепенно стали меньше полагаться на импорт из Китая, так как стоимость труда и другие издержки там выросли по сравнению с другими азиатскими странами. Например, обувные компании 10 лет назад производили там более 90% своей продукции, продающейся в США, а теперь – около 70%, пишет FT. Но сейчас им необходимо действовать быстро, иначе из-за пошлин придется поднимать цены или в худшем случае сокращать сотрудников. «Мы работаем в Китае не просто так, – говорит Майк Джеппесен, топ-менеджер мичиганского производителя обуви Wolverine Worldwide. – Это связано с наличием там огромного пула доступной рабочей силы и тем, что все наши поставщики материалов находятся в Китае».

Производителям обуви особенно трудно переместить производство в США. По данным американского министерства торговли, лишь 1% проданной в стране обуви в 2018 г. был выпущен в США. Еще 16,8% было импортировано из Вьетнама, 4,3% – из Индонезии, а 7,16% – из остальных стран. «Производственных мощностей [в США] осталось очень мало, а специалисты по производству обуви есть лишь в нескольких анклавах», – говорит Мэтт Прист, президент профессиональной ассоциации Footwear Distributors and Retailers of America (цитата по FT). Кроме того, по его словам, учитывая более высокую стоимость труда в США, американцы не захотят платить по $300 за пару, которая раньше стоила $120.

Поэтому 173 производителя обуви, включая Nike и Adidas, отправили 20 мая письмо Трампу, в котором попросили убрать обувь из списка товаров, которые могут быть обложены 25%-ными пошлинами, сообщила BBC. Сейчас пошлины на импорт обуви в США и так в среднем равны 11,3%, а в некоторых случаях достигают 67,5%, поэтому с учетом новых мер они могут достичь почти 100%, отметили компании. «Нужно понимать, что именно американские потребители платят за импортные пошлины на импорт, – говорится в письме. – Пришло время положить конец торговой войне».

Кроме того, некоторые американские компании стремятся увеличить продажи на растущем китайском рынке. «Чтобы наши компании продолжали успешно работать в Китае, получали там большую прибыль и увеличивали свою рыночную долю, их операции должны оставаться в стране», – приводит FT слова Харли Сейедина, президента Американской торговой палаты в южном Китае.