«Инкахран» повышает тарифы на инкассаторские услуги

Компания задумала смену стратегии развития
Перевозка наличных впредь обойдется дороже / Руслан Шамуков/ ТАСС

«Примерно с февраля-марта этого года я начал получать звонки от бывших партнеров, которые сообщали о повышении тарифов на некоторые услуги в зависимости от специфики бизнеса клиента», – рассказал «Ведомостям» Белоусов. Он вспоминает, что последнее повышение тарифов на услуги «Инкахрана» было более 10 лет назад, а расходы инкассаторов все это время росли. Повысить тарифы банк решил еще в 2016 г., тогда обсуждался рост на 8–16%, но из-за смены акционера «Инкахрана» (МКБ купил его у Росбанка в 2015 г. – «Ведомости») реализацию новой стратегии решили перенести на этот год, чтобы не потерять клиентов, говорит Белоусов. Один из собеседников «Ведомостей» слышал, что для некоторых клиентов по новым объектам инкассации хотели поднять тарифы на 350–400%, но потом от резкого роста расценок отказались.

Один из крупнейших игроков инкассаторского рынка – Московский кредитный банк (МКБ, владеет НКО «Инкахран») повышает тарифы на инкассаторские услуги. Об этом «Ведомостям» рассказали топ-менеджеры двух банков, работающих на инкассаторском рынке, а также два человека, близких к МКБ. Бывший директор департамента МКБ Михаил Белоусов, покинувший банк в марте этого года, подтвердил «Ведомостям», что повышение тарифов было запланировано.

Банк перестала устраивать эффективность инкассаторского бизнеса, поэтому было решено пересмотреть стратегию этого направления, в том числе поднять тарифы, говорит человек, близкий к МКБ. С новыми клиентами МКБ работает, но не так активно, поскольку сейчас нет необходимости продолжать экспансию, а есть необходимость повышать эффективность, объясняет он.

Впервые за несколько лет на рынке стали видны покинувшие МКБ клиенты, которым, видимо, не понравилась перспектива повышения тарифов, хотя в целом это процесс правильный: у МКБ по ряду клиентов были очень низкие тарифы, что достаточно ощутимо тянуло рынок вниз, говорит топ-менеджер банка, работающего на инкассаторском рынке. Теперь же другие игроки смогут наконец поднять тарифы и остаться при этом конкурентоспособными, радуется он, тем более что новых клиентов на инкассацию МКБ активно сейчас не привлекает. Дорожали бензин, машины, ремонт и проч., а тарифы по рынку в целом особо не росли года три, объясняет собеседник «Ведомостей». Новых тарифов МКБ пока никто не видел – они еще не объявлены, но есть ощущение, что в результате роста вознаграждения у МКБ рынок в целом сможет увеличить тарифы на услуги примерно на 10%, оценивает он.

Стабильность в руководстве

Михаил Белоусов покинул МКБ и «Инкахран» в марте 2017 г., в последнем он занимал пост зампреда (свой уход он не комментирует). Ему на смену пришел Николай Белоусов, теперь за развитие инкассаторского бизнеса МКБ отвечает он. С ноября 2016 г. по февраль 2017 г. Николай Белоусов был начальником управления развития и координации регионов «Инкахрана».

«Мы возлагаем большие надежды на передел рынка и рост тарифов, например, увеличиваем количество инкассаторских машин», – поделился топ-менеджер Транскапиталбанка.

Повышение тарифов – это новая рыночная тенденция, указывает Белоусов, добавляя, что «Инкахран», будучи крупным игроком, может оказать влияние на среднерыночный тариф, но вряд ли оно будет существенным – сейчас основным драйвером изменений рынка является Сбербанк.

Первое место на инкассаторском рынке занимает «Росинкас» (принадлежит Центробанку), за ним идут Сбербанк и МКБ, который оказался в числе первых благодаря покупке «Инкахрана», говорит зампред правления банка «Возрождение» Марк Нахманович. Объем операций по инкассации наличных денег в целом в 2016 г. составил 29,53 трлн руб., отмечает представитель ЦБ. За последние два года существенного изменения стоимости инкассации не было, указывает Нахманович: «Для небольших торговых точек, как правило, действуют фиксированные тарифы на уровне 0,4–0,7% от суммы за инкассацию, а также за пересчет и зачисление денег на счет. Для крупных сетей и гипермаркетов тариф ниже». Говорить о среднерыночном тарифе достаточно сложно, так как в разных регионах и для разных групп клиентов условия могут сильно отличаться, говорит представитель Сбербанка. Где-то, например в крупных городах, конкуренция достаточно сильная, а где-то есть только один-два перевозчика, заключает он. Представитель МКБ от комментариев отказался.