Финансы
Бесплатный
Михаил Тегин
Статья опубликована в № 4380 от 08.08.2017 под заголовком: ОСАГО предложено только понижение

ЦБ и Минфин разошлись в подходах к либерализации тарифов ОСАГО

Предложения ведомства не оптимальны в нынешней ситуации с автогражданкой

Центробанк не устроил подход Минфина к либерализации тарифов ОСАГО, рассказал «Ведомостям» представитель регулятора. Он, по мнению регулятора, «не является оптимальным в ситуации, сложившейся на рынке». Более содержательных замечаний представитель ЦБ не предоставил, так как они еще готовятся и будут обсуждаться со страховщиками, следует из ответа ЦБ на запрос «Ведомостей».

Минфин в конце июля 2017 г. подготовил новые поправки в закон об ОСАГО и разослал текст законопроекта в профильные ведомства, в том числе в ЦБ и Российский союз автостраховщиков (РСА), сообщил представитель ведомства. Действующее регулирование ОСАГО показало невысокую эффективность, отмечает Минфин в пояснительной записке к документу (с ним ознакомились «Ведомости»), поэтому система требует изменений. Изменений хотят ЦБ и страховщики, однако уже несколько лет не могут договориться, что именно менять.

Минфин предлагает дать гражданам на выбор один из трех типов договора ОСАГО по страховым лимитам выплат. Сейчас есть один на 500 000 руб. по вреду жизни и здоровью и 400 000 руб. по имуществу. Еще два по задумке Минфина (1 млн руб. по имуществу, и столько же – жизни или здоровью, или 2 млн руб.) по вреду жизни, здоровью и имуществу.

Еще одна новация – дать страховщикам право самим определять подход к применению базовых тарифов, но в пределах минимальной и максимальной ставки, которую устанавливает ЦБ, с учетом характеристик и особенностей эксплуатации автомобиля. Для этого Минфин предлагает наделить страховщиков правом самим вводить коэффициенты, которые дают картину качества вождения. Чиновники недовольны и системой бонус-малус, следует из законопроекта. Это набор категорий, которые присваиваются страхователям и влияют на стоимость ОСАГО, сейчас компании для определения этого коэффициента используют данные РСА. Новая система должна учитывать историю вождения каждого автолюбителя: наличие или отсутствие страховых выплат в результате ДТП по вине каждого водителя и др. Поправки Минфина также предусматривают исключение коэффициента территории и коэффициента мощности при расчете премий.

Владимир Чистюхинзампред Центробанка
Переходить к свободному тарифу невозможно без решения вопроса доверия на этом рынке. Нам не удалось решить его в полной мере.

Регулировать коэффициенты страховых тарифов в зависимости от страховых лимитов и сроков договора должен ЦБ, считают в Минфине. При этом ведомство также предлагает страховщикам заключать договоры ОСАГО не только на год, но и на несколько лет. Минфин предлагает их второй год подряд.

«В целом Банк России поддерживает либерализацию тарифообразования в сфере ОСАГО», – говорит представитель ЦБ. Ранее Центробанк предлагал при расчете стоимости полиса ОСАГО учитывать опыт и возраст водителей: опытные и возрастные водители должны получать скидку, а молодые и неопытные – платить больше. Регулятор проводит дополнительные обсуждения законопроекта с заинтересованными сторонами, в том числе с РСА и актуарным сообществом, чтобы выработать более сбалансированный подход к либерализации тарифов ОСАГО, добавляет он.

РСА не согласен с предложениями Минфина, говорит президент союза Игорь Юргенс. С учетом высоких рисков мошенничества несвоевременно увеличение страховой суммы до 2 млн руб., говорит он, поскольку это приведет к антиселекции: мошенники будут заключать договоры с лимитом в 2 млн руб., а остальные автовладельцы будут выбирать минимальный лимит. Не стоит спешить с удалением коэффициентов территории и мощности при расчете премий, добавляет Юргенс: их можно исключать только тогда, когда страховщик будет самостоятельно определять как базовую ставку, так и факторы риска, их влияние для расчета персонального тарифа. РСА не поддержал и введение многолетних договоров: это не позволит страховщикам формировать адекватные страховые резервы, так как страховая премия не будет адекватно отражать риск, страховые суммы, стоимость урегулирования убытков во второй и последующие годы действия договора, говорит Юргенс. Иначе потребуются глобальные изменения порядка расчета тарифов и отчислений в компенсационные фонды, предупреждает он.

Предложения Минфина – это наслоение новых коэффициентов, а не переход к действительно свободному тарифу, сетует гендиректор «Альфастрахования» Владимир Скворцов. Если внедрить инициативы Минфина, вырастет число убыточных, с точки зрения ОСАГО, регионов, из-за этого компании будут вынуждены добровольно отказаться от автогражданки и сдать лицензии, как это сделали, например, «ВТБ страхование», «Уралсиб» и «Альянс». В последней годовой отчетности такую возможность допускал нынешний лидер рынка ОСАГО – «РЕСО-гарантия», опередившая «Росгосстрах».

Страховщикам предлагают определенную свободу в снижении цены полиса для тех или иных категорий водителей, а рынку сегодня необходимо тарифы повышать, поскольку их реально не хватает из-за роста убыточности и действий автоюристов, солидарен заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.

В этом законопроекте смещен баланс интересов в сторону автолюбителей, страховщикам его принятие в текущем виде невыгодно, добавляет управляющий директор по рейтингам страховых компаний «Эксперт РА» Алексей Янин, который также убежден, что повышение тарифов в дальнейшем неизбежно.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать