Помогает ли английский язык получить хорошую работу и зарплату

Каковы карьерные перспективы специалистов со знанием английского языка в разных отраслях
Алексей Таранин

Недавно компания EF Education First опубликовала ежегодный рейтинг стран мира по уровню владения английским языком, рассчитанный по собственной методике EF Education First. В рейтинг вошло 80 стран, Россия оказалась на 38-м месте, опустившись на четыре пункта по сравнению с 2016 г., и попала в группу стран с низким уровнем владения английским языком.

«Ведомости» выясняли, для чего сотрудникам компаний в России нужен английский язык на работе и имеют ли сегодня кандидаты со знанием английского преимущества перед теми, кто не владеет иностранными языками.

Наталья Курантова, директор по работе с ключевыми клиентами кадровой компании Kelly Services, вспоминает, что лет 10–20 назад на рынке было мало кандидатов, свободно владевших английским языком, но все компании хотели их заполучить. Порой работодатели отсеивали по причине незнания английского даже хороших кандидатов, профессионалов в своей области. Компании были уверены, что для развития бизнеса им нужны люди со свободным английским и использовать эти знания сотрудники будут каждый день.

На самом деле это не так. По просьбе «Ведомостей» компания OMI Russia опросила 8047 россиян, изучавших английский язык. Оказалось, что лишь 11,8% опрошенных часто используют английский, 56,3% используют время от времени, а 31,9% не используют вообще. Однако знание языка респонденты применяют в основном для поездок в отпуск, просмотра фильмов и общения с иностранцами – а не для работы. Только 16,7% используют английский для деловой переписки, а 9,3% – для деловых встреч.

Спрос на кандидатов с английским языком в последние несколько лет упал на 10–15%, говорит Рустам Барноходжаев, директор департамента по работе с ключевыми клиентами кадрового агентства «Юнити». До кризиса у работодателей было больше потребности в кандидатах с английским языком – международные компании держали в России большой штат сотрудников, а российские компании активно искали выход на зарубежные рынки, но из-за санкций ситуация изменилась, замечает Алена Владимирская, руководитель проекта «Антирабство». Сейчас пункт «свободное знание английского» лишь украшает резюме, но не помогает устроиться на работу, объясняет она.

Зарабатывают немногие

6,3% респондентов, изучавших английский язык, используют эти знания для устройства в международную компанию, по данным опроса OMI
10,7% опрошенных используют английский для получения дополнительного дохода в российских компаниях

Английский язык по-прежнему нужен в международных компаниях – на нем сотрудники ведут переговоры, переписку и даже ежедневное общение со штаб-квартирой и с непосредственным боссом происходит на английском языке, рассказывает Ольга Ворошилова, партнер хедхантинговой компании CornerStone. Она отмечает, что фармацевтические компании по-прежнему нанимают людей со знанием английского и не владеющих английским кандидатов на хорошие должности берут только в исключительных случаях – когда речь идет о суперпрофессионалах. По словам Владимирской, английский чаще всего требуется от специалистов по IT, маркетингу, связям с общественностью, а также от юристов и менеджеров.

В международных компаниях английский нужен даже инженеру на подмосковных заводах этих фирм, объясняет Курантова из Kelly Services. Иначе он не сможет поехать на стажировку в Германию или Швецию, а значит, продвинуться по службе и получить прибавку к зарплате.

По мнению Курантовой, международные компании по-прежнему готовы платить кандидату с хорошим английским языком зарплату на 20–30% выше рыночной. Вряд ли кто-нибудь станет специально доплачивать за знание английского языка, сомневается Ворошилова. Просто кандидат на должность гендиректора представительства международной компании никогда ее не получит без хорошего английского.

Российскому крупному бизнесу английский важен, если компания работает на экспорт, говорит Курантова, например поставщикам пшеницы, подсолнечника и другой сельхозпродукции или же сырьевым компаниям. Знания английского требуются от топ-менеджеров, непосредственно общающихся с иностранными партнерами, а средний менеджмент обычно ведет переговоры и составляет документы на русском языке, добавляет Юлия Забазарных, партнер хедхантингового агентства «Контакт».

В среднем российском бизнесе спрос на кандидатов с английским языком невелик и за знание английского лишней копейки никто не заплатит, рассказывает Александра Скворцова, операционный менеджер кадрового холдинга «Анкор». В таких компаниях, добавляет она, специалисты со знанием иностранного языка нужны разве что в отделах, занимающихся закупкой импортного оборудования. Более того, собственники и топ-менеджеры среднего бизнеса ценят в кандидатах опыт работы именно в российских компаниях и значительно реже берут кандидата, долго проработавшего в международной компании.