Статья опубликована в № 4583 от 07.06.2018 под заголовком: Неудобная молодежь

Почему работодателям все труднее нанимать молодежь

Хотя молодежи становится меньше, взаимные требования кандидатов и нанимателей только растут
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Работодатели испытывают все больше трудностей с подбором молодых сотрудников – таковы результаты опроса 245 менеджеров по персоналу, проведенного хедхантинговой компанией «Контакт». Об этом сообщили 34% респондентов. Дальше будет хуже: из-за демографической ямы число выпускников вузов будет снижаться, на рынке уже чувствуется дефицит молодежных кадров, уверен Андрей Алясов, гендиректор компании Changellenge. По данным Росстата, численность молодежи 15–19 лет с 2012 по 2017 г. сократилась на 942 000 человек до 6,7 млн человек. Возрастная группа от 20 до 24 лет убывает еще стремительнее: за тот же период ее численность уменьшилась на 3,77 млн человек до 7,83 млн.

Опрос дал парадоксальные результаты: хотя молодежи все меньше, взаимные требования и молодежи, и работодателей растут. Почему так происходит?

Ради удовольствия

21-летняя Алина Ефимова, студентка 3-го курса факультета социальных наук, год назад впервые устроилась на работу. Ей нужен был гибкий график, чтобы продолжать учебу в университете. Через три недели поисков и хождений по собеседованиям Ефимова была принята секретарем на ресепшн в крупную PR-компанию. Работа вечерняя, с 5 до 9 часов вечера, зарплата – 20 000 руб. в месяц.

Она с рвением взялась за работу, но ее обязанности ей быстро наскучили, тогда она попробовала работать в других отделах, ее хвалили, но ей нигде не понравилось. Сейчас девушка мечтает о новой работе с более высокой зарплатой и интересными задачами. Главное – гибкий график, приятный коллектив, возможность учиться в университете и развиваться, ей хотелось бы также поработать удаленно из разных городов, во время путешествий, рассказывает Ефимова. Она убежденная вегетарианка и говорит, что никогда не станет работать в компаниях, которые выпускают мясные и молочные продукты или плохо относятся к животным.

По данным исследования Deloitte, для молодежи важно, чтобы работодатель приносил пользу обществу, а не стремился заработать как можно больше прибыли: 43% молодых людей в возрасте от 22 до 35 лет хотят, чтобы их наниматель прежде всего создавал рабочие места, а 39% респондентов уверены, что работодатель должен заниматься благотворительностью.

Нынешние молодые специалисты еще не определились в жизни, но многого хотят: современный офис рядом с домом, удаленную работу, разнообразие функций, быстрый карьерный рост, говорит Татьяна Тихомирова, консультант по подбору персонала компании «Анкор». По данным опроса «Контакта», 51% респондентов-работодателей сообщили, что запросы молодежи растут.

Что хотят и что получают

По словам Тихомировой, выпускники вузов без опыта работы, нанимающиеся секретарями или менеджерами по продажам, рассчитывают получать по 50 000 руб. в месяц, а кандидаты, прошедшие кратковременную стажировку, хотят зарплату до 100 000 руб. в месяц. Работодатели же предлагают им гораздо меньше. По данным опроса «Контакта», 36% нанимателей платят молодым сотрудникам от 16 000 до 30 000 руб. в месяц, 25% – до 40 000 руб. и только 1% компаний платят молодым кадрам от 71 000 до 80 000 руб.

Более того, недавние выпускники хотят уже через полгода-год получить повышение в должности, отмечает Маргарита Глазкова, управляющий консультант практики «Подбор специалистов» Antal Russia Staffing Solutions. По ее словам, многие увольняются через несколько месяцев, если не видят перспектив роста. По данным опроса Deloitte, 61% молодых людей в возрасте до 22 лет не планируют работать в одной компании более двух лет.

У работодателей же незамысловатые виды на молодежь: 21% компаний нанимают молодежь на позиции с постоянной текучестью кадров, 83% – на исполнительские функции и только 23% собираются выращивать из молодых специалистов руководителей, по данным опроса «Контакта».

Особенности найма

Чаще всего компании нанимают молодежь на позиции маркетологов и менеджеров по продажам (32% респондентов), инженеров (31%), IT-специалистов (28%), бухгалтеров (23%), продавцов-консультантов (21%). Большинство компаний (63% опрошенных) нанимают молодежь без опыта работы, вытекает из исследования. Это долго и дорого, говорят рекрутеры. Чтобы закрыть одну вакансию, придется пообщаться минимум с 10 соискателями, отмечает Глазкова. У молодых специалистов нет послужного списка и рекомендаций, поэтому работодатели вынуждены проводить многоступенчатые собеседования, ситуационные игры и тесты, уточняет Глазкова.

Поскольку опыта у кандидатов нет, работодатели оценивают личные качества (74% респондентов) и соответствие корпоративной культуре (54%). Глазкова поясняет: работодатель, как правило, выбирает стрессоустойчивых, многозадачных, общительных и открытых. Большинство также требует от кандидатов хорошего английского и знания Excel и Access, отмечают рекрутеры.

Иногда работодатели толком не знают, чего хотят. Глазкова приводит пример, как одна компания – производитель потребительских товаров три месяца выбирала секретаря на ресепшн на зарплату 45 000 руб. в месяц. Работодатель пообщался с 10 кандидатками, но никто не прошел отбор: одних он счел слишком скромными и несамостоятельными, других, напротив, – чрезмерно амбициозными. Одна из соискательниц не была принята, потому что не смогла сказать, кем она себя видит через пять лет, вспоминает Глазкова.

Со студенческой скамьи

Молодежь – сложная категория персонала, тем не менее работодатели предпочитают самые простые и дешевые способы подбора: 83% ищут персонал на сайтах поиска работы, 61% – в соцсетях. В ярмарках вакансий участвуют 44% работодателей, 32% читают лекции в вузах, 33% проводят бизнес-игры, хакатоны для молодежи, а также организуют accessment-центры. Только 11% работодателей из опрошенных «Контактом» открыли свои кафедры в вузах. В основном это компании из отраслей, в которых сотрудники являются главным активом.

IT-компании ищут сотрудников уже на старших курсах университетов. «Яндекс» имеет кафедру анализа данных в МФТИ, программы для магистров и бакалавров в СПбГУ, читает курсы в УрФУ и др.

Нефтехимический холдинг «Сибур» в прошлом году нанял 3900 молодых специалистов, из них 600 моложе 25 лет. Компания сотрудничает более чем с 30 вузами и колледжами, совместно с ними разрабатывает учебные планы, говорит представитель «Сибура». Кроме того, сотрудники «Сибура» читают лекции и организуют для студентов экскурсии на производство. В 2017 г. прошло более 400 лекций и экскурсий для студентов.

Курс молодого бойца

Приняв на работу неопытного выпускника, работодатели вынуждены заниматься его развитием. 18% респондентов не имеют программ подготовки только что принятых молодых специалистов, у 7% есть программа для будущих руководителей, у 30% обучением молодежи занимаются их непосредственные начальники, а у 41% есть стажерские программы. Например, на калужском шинном заводе немецкого концерна Continental трудится около 1000 человек, более половины – моложе 35 лет, говорит представитель завода. Завод предлагает стажировки как уже работающим в Continental молодым кадрам, так и только что принятым. Попасть на стажировку сложно: нужно пройти конкурс, к которому допускаются только сотрудники с профильным высшим образованием, идеальным английским и опытом работы на производстве.

Пожилой кассир

Проблема с молодыми специалистами всегда была актуальна: молодежь требует больше, чем заслуживает, говорит Григорий Финкельштейн, партнер «Экопси консалтинга». А для работодателей молодежь – темная лошадка, от которой не известно что ждать. В некоторых компаниях даже есть правило – не назначать на руководящие должности людей младше 35–36 лет. Для работодателей зрелые сотрудники с опытом всегда будут предпочтительнее начинающих и неопытных кадров, резюмирует Финкельштейн.

По мнению Алясова, компаниям при жестком дефиците кадров придется менять стратегию и нанимать молодежь не на массовые низовые позиции, а на креативные должности с возможностью развития. Компании будут вынуждены нанимать на массовые позиции более зрелых людей и уже в ближайшие годы кассир и консультант по продажам в возрасте 40–50 лет станет нормой, уверен Алясов. Финкельштейн же уверен, что компании не будут подстраиваться под молодежь даже на фоне демографического кризиса – слишком хлопотно.

Читать ещё
Preloader more