Чем токсично расследование Навального

Скандал повышает финансовые риски для Олега Дерипаски

Стремительность и сила реакции государственной машины на новое антикоррупционное расследование Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального, посвященное совместному отдыху на яхте миллиардера Олега Дерипаски и руководителя аппарата правительства Сергея Приходько, показывают, что оппозиционер попал в очень болезненную точку. Актуальность расследования дополнительно повышается из-за неопределенности, созданной «кремлевским докладом» США: оба героя расследования в нем содержатся, против них могут быть введены санкции – тем более что в расследовании есть упоминание в том числе о вмешательстве в американские выборы.

Информационный бойкот (под ограничение, фактически запрет, попало не только само расследование, но и, возможно, весь сайт navalny.com) – такого во взаимоотношениях оппозиционера и власти до сих пор не было, и непонятно, удастся ли Навальному добиться разблокирования сайта. Едва ли дело только в сути предъявленных Навальным обвинений, которые в тексте заявления ФБК в Генпрокуратуру и СКР обозначены как «незаконное получение услуг имущественного характера <...> услуг питания, туристических услуг, иных услуг» (в частности, на яхте были девушки). Пребывание чиновника на яхте олигарха нарушает закон о госслужбе, который запрещает госслужащему получать какие-либо подарки и услуги, требует не делать ничего порочащего его собственные честь и достоинство, а также репутацию госоргана, объясняет эксперт по госслужбе Павел Кудюкин. Однако сам Приходько не счел необходимым вступиться за свое доброе имя: вероятно, с точки зрения принятых практик такие обвинения не воспринимаются как порочащие, а потому, по словам Приходько, судиться с Навальным – «слишком много чести». Итого вместо руководителя аппарата правительства в суд идет бизнесмен в родном для себя Усть-Лабинском районе Краснодарского края (где администрация лично поздравляет олигарха с юбилеем) – и с иском не о защите чести и достоинства, а о несанкционированном разглашении персональной информации, и не к Навальному, а к автору снимков и книги об отдыхе Дерипаски и Приходько, и с требованием ограничить распространение не книги, которая легла в основу публикации Навального, а самого расследования.

Казалось бы, при чем тут Навальный? Навальный будто и ни при чем, но информационно именно он – главная жертва суда.

Из реакции Приходько следует, что он, похоже, не опасается негативного развития событий для себя лично – и то, как Кремль реагировал на прежние расследования Навального (никак), свидетельствует, что небезосновательно. В России важна не тяжесть нарушения закона, а отношения с первым лицом, дело может ограничиться взысканием – и то не обязательно, полагает Кудюкин.

Приходько – человек еще ельцинского призыва и весьма влиятелен, но скандал может снизить его шансы сохранить должность после выборов, считает политолог Николай Петров.

Фигуранты расследований Навального о сути его обвинений

«Берут разную муть, чушь, какие-то бумажки, фотографии, одежду, потом создают продукт и предъявляют его».
Дмитрий Медведев
Расследование «Он вам не Димон» (март 2017 г.)
Итог: в суд Медведев не обращался

«Тьфу на тебя, Алексей Навальный!»
Алишер Усманов
Расследование «Он вам не Димон» (март 2017 г.)
Итог: в мае 2017 г. суд по иску Усманова обязал ФБК удалить недостоверную информацию и опубликовать опровержение, в январе 2018 г. ФБК был оштрафован за неисполнение решения

«Мне абсолютно ясно, кто и что за этим стоит. Думаю, в скором будущем я это озвучу».
Юрий Чайка
Расследование «Чайка» (декабрь 2015 г.)
Итог: об итогах разбирательства ничего не известно, в суд Чайка не обращался

Источники: «Интерфакс», ТАСС

Для Дерипаски угрозы, которые порождает расследование, куда значительнее. Он, как и Приходько, упомянут в «кремлевском докладе» минфина США как человек, имеющий тесные связи с Кремлем, которые, впрочем, никогда не были секретом (жена Дерипаски Полина – дочь руководителя ельцинской администрации и зятя Ельцина Валентина Юмашева). Они и до публикации расследования делали Дерипаску одним из вероятных кандидатов на попадание в новые санкционные списки, действие которых может распространяться и на контрагентов бизнесмена. Риски для Дерипаски повышаются из-за его контактов с экс-главой предвыборного штаба Дональда Трампа Полом Манафортом, которого на родине обвиняют в «заговоре против США»: по мнению Навального, общение Дерипаски и Приходько замыкает кольцо контактов окружения Трампа и Кремля (Кремль такие связи отрицал).

Новой информации для составителей санкционных списков в расследовании Навального нет, считает профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский. Дерипаска давно уже токсичен в США, согласен глава представительства Risk Advisory Group в России Олег Бабинов. Однако в условиях неопределенности от введения санкций и их применения расследование может обеспокоить зарубежных кредиторов UC Rusal (на них приходится около $2 млрд долга компании). Кроме того, нервно могут отреагировать инвесторы в бумаги En+ на Лондонской бирже (а 7,65% акций En+ заложено в ВТБ по сделке репо). Впрочем, в пятницу акции на публикацию расследования Навального не отреагировали.