Почему пенсионной системе не обойтись без Путина

Президент оказался заложником им же созданной системы личной власти
Уже вполне очевидно, что продать обществу столь непопулярные реформы без участия президента невозможно

Острая необходимость повысить пенсионный возраст на фоне непростой экономической ситуации в стране обнажила всю слабость и неэффективность сложившейся в России политической системы.

В условиях работающей представительной демократии проблемы, стоящие перед властью, не были бы столь драматичными: по призыву лидера все политики, каждый на своем уровне, должны были бы мобилизовать свои сегменты электората в поддержку непопулярных, но необходимых исполнительной власти мер, в результате чего коллективный авторитет правящей партии и ее сторонников – от рядового агитатора и избирателя до премьер-министра – создал бы необходимую для принятия и проведения непопулярных мер реальную общественную поддержку на всех уровнях, которая, помимо прочего, позволила бы президенту, если уж это так необходимо, безболезненно отстраниться от ситуации. Кроме того, необходимость постоянно дискутировать и спорить с реальной, а не подставной оппозицией заставляет правительства демократических стран готовить непопулярные меры тщательнее и, если уж они неизбежны, осознанно жертвовать авторитетом партии или ее лидеров ради решения стоящих перед обществом задач. Собственно, никакой проблемы в том, чтобы по итогам непопулярных реформ лидер потерял поддержку населения, тоже нет – и это главное отличие демократического порядка от устройства российской политики.

Как мы все понимаем, в современной России ответственность за непопулярные решения никак не может пасть на президента и уж тем более не рассматривается вариант его ухода. Но при этом уже вполне очевидно, что продать обществу столь непопулярные реформы без участия президента, силами одной только партии власти и ее формального лидера Дмитрия Медведева невозможно – просто потому, что у них вовсе нет никакого своего, отдельного от президентского, авторитета среди населения или же он столь незначителен, что не способен радикально повлиять на настроения людей.

Неучастие президента в развернувшейся полемике уже создало возможность уклониться от какой-либо активности в поддержку правительства для многих из тех, кто должен был бы принять на себя всю тяжесть убеждения избирателей. Весьма показательны идущие сейчас избирательные кампании: с одной стороны, региональные и муниципальные системные политики все так же пытаются выглядеть «командой Путина», с другой – максимально дистанцируются от поддержки «пенсионной реформы» и даже критикуют ее, как будто Медведев и парламентская фракция «Единой России» не имеют никакого отношения ни к президенту, ни ко всей остальной партии власти. То, что Сергей Собянин и множество других провластных кандидатов по всей стране никак не афишируют своей партийной принадлежности и избегают прямой агитации в поддержку предложенных правительством и поддержанных «Единой Россией» мер, выглядит особенно скандально. При этом кандидаты и партии системной оппозиции в своих тактических целях последовательно критикуют предлагаемые правительством меры, повышая градус общественного недовольства ими. Таким образом, текущие выборные кампании не только не используются политическими структурами власти для разъяснения населению ее позиции по вопросу о пенсионном возрасте и консолидации общества вокруг нее, но скорее работают в обратную сторону: избиратели со всех сторон слышат критику повышения пенсионного возраста и видят политиков, выступающих против него, в то время как за повышение пенсионного возраста агитируют или штатные пропагандисты, или самые непопулярные у населения фигуры из руководства страны – и прежде всего Дмитрий Медведев.

Владимир Путин 19 лет создавал систему сохранения своей личной власти, но в итоге оказался ее заложником. В решающий момент именно он должен пожертвовать своим авторитетом и популярностью у населения, чтобы протолкнуть непопулярные меры, необходимые для дальнейшего существования всей сложившейся политической системы, в то время как сама она ничем не может, да и не хочет ему помочь. Но сможет ли она существовать в нынешнем виде в условиях дальнейшего падения рейтинга президента?

Автор — политолог