Политика
Бесплатный
Анастасия Корня|Ольга Чуракова

Генпрокуратура проверит законность признания независимости стран Прибалтики

Депутат Федоров надеется, что ответ на его обращение будет аналогичен запросу по Крыму

Генпрокуратура проверит законность признания независимости республик Прибалтики Госсоветом СССР в 1991 г. по запросу депутата Евгения Федорова. Как рассказал парламентарий, запрос был направлен в надзорное ведомство две недели назад. Он надеется, что ответ на это обращение будет аналогичен запросу по Крыму.

Пресс-служба Генпрокуратуры подтвердила получение запроса, который «в настоящее время рассматривается в соответствии с требованиями российского законодательства, как и любое другое поступающее к нам обращение».

Ранее по запросу председателя фракции «Справедливой России» Сергея Миронова Генпрокуратура разъяснила, что решение президиумов Верховных советов РСФСР и СССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР не соответствовало Конституции СССР. Шаги по «юридической оценке и правовому насыщению» событий 1950-х гг. позволят России выстроить систему правовой аргументации процессов присоединения Крыма к России в рамках международных арбитражных и судебных процедур, инициированных Украиной, ранее пояснил «Ведомостям» член комитета Госдумы по делам СНГ Василий Лихачев.

«Если сравнивать с Крымом, то в Прибалтике в 1990 гг. были приняты еще более нелегитимные решения. Горбачев и его команда превысила полномочия, мы хотим это исправить, - говорит Федоров. - Если Генпрокуратура, как и в случае с Крымом, установит, что решения органа РСФСР о независимости Прибалтики ничтожны и не существуют для нас в юридическом плане, выход Прибалтики станет для нас юридически незначим, и это открывает окно для решения правовых вопросов: можно будет через суд не признавать Прибалтику юридически, собрать референдум».

Запрос депутата Федорова следует считать элементом политической риторики, говорит доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Ваславский. Он объясняет ее реакцией на политические разногласия с Россией, которые страны Прибалтики выражают в достаточно агрессивной форме.

Но, замечает политолог Алексей Макаркин, такой запрос ставит Генпрокуруру в достаточно сложное положение: на самом деле практически все решения о выходе республик из состава СССР не соответствовали действовавшему в тот момент законодательству, поскольку оно предусматривало практически невыполнимую процедуру. Но если прокуратура придет к такому заключению, это будет большой скандал - российскому внешнеполитическому ведомству и так приходится все время доказывать, что мы не хотим ни на кого нападать. Последовательность в этом вопросе приведет к признанию незаконным демонтажа СССР, что вызовет новые претензии, которые могут осложнить даже отношения с теми соседями, с которыми мы этого не планируем, например с Белоруссией или Казахстаном. Наконец, может встать вопрос — а на каком основании Совет народных комиссаров в 1917 г. признал независимость Финляндии?

Депутат Федоров известен громкими инициативами, большая часть которых не была реализована. Так, в разные годы депутат предлагал ограничить продвижение по служебной лестнице чиновников, семьи которых проживают за рубежом, вернуть в Уголовный кодекс РФ понятия "ущерб суверенитету России", отменить статью Конституции, предусматривающую приоритет международных соглашений над национальным правом, ввести статус СМИ - иностранного агента, лишить лидера группы "Машина времени" Андрея Макаревича всех званий.

В апреле 2014 г. Федоров вошел в состав группы депутатов от разных фракций, подготовившей запрос на имя генерального прокурора России Юрия Чайки, требуя прокурорской проверки событий эпохи распада СССР. Парламентарии рассчитывали на возбуждение уголовного дела, в том числе в отношении последнего советского руководителя Михаила Горбачева.