На рынке российских программных продуктов отсутствуют решения, которые полностью осуществляют сопровождение жизненного цикла строительного проекта. Средний уровень их функционального покрытия составляет не более 58%. Об этом говорится в исследовании «Технологий Доверия», которое посвящено развитию платформ класса CPM (Construction Project Management).
По данным исследования «Созвездие CPM», среди всех платформенных решений лучше всего автоматизированы этапы планирования – 61% и реализации – 66%, слабее — процесс инициирования проекта – 53% и ввод в эксплуатацию – 30%. «Такой разрыв затрудняет целостность управления проектами и снижает качество передачи данных на разных этапах, что приводит к трудностям в выстраивании непрерывного цифрового управления, основанного на достоверной информации», – отмечает Татьяна Чистилина, менеджер технологической практики ТеДо.
Решением может стать создание единой цифровой экосистемы с унифицированными требованиями к автоматизации, которая позволит объединить имеющиеся на рынке программные продукты. Особенно такой шаг важен для сложных строительных проектов с большим числом участников, которым зачастую сложно выстроить цифровую архитектуру самостоятельно. Для реализации такой меры во многих платформах уже созданы специальные интерфейсы интеграции и совместной работы, например, поддержка BIM/IFC-форматов, API для обмена данными, облачных рабочих пространств.
Еще один перспективный вектор развития программных продуктов — усиление аналитики и внедрение ИИ для предиктивного анализа, прогнозирования отклонений и поддержки принятия решений. Российские платформы только начинают внедрять такие функции, тогда как зарубежные конкуренты уже активно их используют. «В отечественных решениях внедрение ИИ пока находится на стадии пилотирования и простых сценариев, например, автоматическая классификация документов, базовый анализ критических путей и ресурсных конфликтов. Глубокие ИИ-инструменты, такие как прогнозирование сроков, выявление скрытых рисков, оптимизация эксплуатационных режимов на больших массивах данных, часто требуют интеграции с внешними сервисами, поэтому пока такие решения внедряются точечно и не обеспечивают комплексного подхода. Интеграция этих функций – одно из ключевых направлений для роста российских CPM-систем», – подчеркивает старший консультант ТеДо Елизавета Миняева.