Международное объединение БРИКС, динамично расширяя свой состав, объединяет сегодня 10 государств: Бразилию, Россию, Индию, Китай, Южно-Африканскую Республику (ЮАР), Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Иран, Эфиопию, Египет, Индонезию. Странами-партнерами БРИКС с 1 января 2025 года являются Беларусь, Боливия, Вьетнам, Казахстан, Куба, Малайзия, Нигерия, Таиланд, Турция, Уганда, Узбекистан. На сегодняшний день актуальной представляется проблематика введения единой валюты. Перспектива введения единой наднациональной валюты в рамках БРИКС на текущем этапе сталкивается с комплексом серьезных вызовов. Важнейший из вызовов – экономическая гетерогенность, означающая, что темпы экономического роста участников существенно различаются под влиянием внутренних и внешних макроэкономических факторов, затрудняя синхронизацию монетарной политики. Еще один вызов- технологический дефицит, т.е. отсутствие консенсуса и единых подходов к цифровизации в сфере валютного регулирования создает значительные операционные сложности. Наконец, имеет место существенное геополитическое давление, выражающееся в активном применении санкционных механизмов против отдельных членов БРИКС, что усложняет их экономическое взаимодействие и создает внешние риски для интеграционных проектов.
Эти факторы формируют зону неопределенности для углубления валютного сотрудничества, делая создание полноценной единой валюты маловероятным в обозримой перспективе.
Также в стратегии развития БРИКС присутствуют разнонаправленные векторы дедолларизации в политике различных стран-участников. Т.е. важным сдерживающим фактором выступает несовпадение стратегических целей ключевых участников. В то время как Бразилия и Россия активно стремятся минимизировать зависимость от доллара США в своих экономиках, Индия и Китай, учитывая масштаб торговых связей с США, демонстрируют осторожность в отношении полного отказа от американской валюты.
В контексте данных проблем необходима реализация альтернативных путей и прежде всего- в расчетных системах и валютном разнообразии стран.
Иначе говоря, в условиях невозможности немедленного создания единой валюты, фокус смещается на реалистичные альтернативы. Важнейшая альтернатива в части введения расчетной единицы БРИКС – обсуждается возможность введения не полноценной валюты (по образцу евро), а специальной расчетной единицы для взаиморасчетов между странами-членами. Она могла бы использоваться для оценки стоимости товарных поставок, установления товарных бенчмарков (эталонных цен), снижения зависимости от доллара и непрозрачных эмиссионных центров.
Еще одна альтернатива- использование локальных валют в расчетах и кредитовании. Данная инициатива, продвигаемая главой Нового Банка Развития (НБР) Дилмой Руссефф, предполагает расширение использования национальных валют (бразильского реала, южноафриканского ранда и др.) при кредитовании проектов внутри БРИКС. Это позволит заемщикам избежать валютных рисков и колебаний ставок ФРС США, а также- создать альтернативу не только доллару, но и всей устоявшейся однополярной финансовой системе, способствуя формированию многополярности. Ключевое отличие здесь от МВФ и Всемирного банка – отсутствие политических условий при выдаче кредитов НБР.
Таким образом, стратегическими направлениями валютной интеграции БРИКС являются, во-первых, дедолларизация, выражающаяся в постепенном снижении роли доллара США во взаимных расчетах и финансовых операциях внутри объединения. Во-вторых, необходимо развитие собственных финансовых механизмов через создание независимых платежных систем и инфраструктуры для проведения трансграничных операций между странами-участницами. В-третьих, актуальным представляется продвижение национальных валют с помощью активного внедрения валют стран БРИКС в торговое и инвестиционное финансирование.
Валютная и таможенная интеграция становятся центральными элементами сотрудничества в рамках БРИКС. Их успешное развитие напрямую определяет способность объединения достичь ключевой цели – построения независимой от доллара многополярной финансовой архитектуры, основанной на национальных валютах и собственных платежных решениях. Инициативы НБР по кредитованию в локальных валютах представляют собой конкретные и значимые шаги на этом пути.
Адамская Л.В.,
доцент кафедры Государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации