Тишина в классе: к чему ведет сокращение часов иностранного языка в российских школах

В эпоху глобализации, стирающей границы, знание иностранных языков долгое время считалось не просто школьным предметом, а ключом к международному диалогу, карьере и доступу к мировой культуре. Однако современная тенденция в российском образовании, связанная с сокращением часов на изучение иностранных языков в школах, вызывает серьезную тревогу. Это решение, продиктованное часто идеологическими и прагматическими соображениями, когда нивелируется фундаментальная роль лингвистической грамотности в формировании успешного и мыслящего человека XXI века.

Уточним, что согласно проекту приказа Минпросвещения России, в 5–7-х классах на английский язык будут отводить 2 часа (2 урока) в неделю, суммарно 68 часов за учебный год. То есть, общий объем часов с 5 по 9 класс на изучение иностранного языка теперь будет составлять 408 часов вместо 510ч. При этом в 8 и 9 классах пока оставили по 3 часа иностранного языка в неделю (102 часа).

Учителя иностранного языка переживают, что часов будет недостаточно для качественной подготовки школьников, более того, согласно позиции, высказанной в публикации: «Лондон, гудбай»: в российских школах бунт из-за сокращения английского», прогнозируется увеличение спроса на услуги репетиторов по языку, на которых не у всех родителей хватает семейного бюджета, с чем сложно не согласиться.

Проблема коренится в пересмотре образовательных приоритетов. Кажется, что увеличение часов на одни дисциплины не должно происходить за счет дисциплин, считающихся менее «приоритетными». Иностранный язык, увы, попал в их число. Аргументы сторонников сокращения сводятся к тезисам о «защите культурного суверенитета» и достаточности владения русским языком, что тоже крайне важно. Однако при подобном подходе мы забываем саму суть изучения языка как моста, а не как угрозы. Изучение иностранного языка способствует развитию интеллекта, более того вносит серьезный вклад в воспитание гармоничной, открытой личности. Наконец, владение иностранным языком является одним их практических инструментов для успешной жизни, учебы и работы в глобальном мире. Это инвестиция в когнитивный и культурный капитал ребенка.

Доцент Финуниверситета Анна Морозова напоминает, что роль иностранного языка в современном мире невозможно переоценить. Это, прежде всего, окно в мир без границ:

1.     Профессиональный успех: в эпоху цифровой экономики и удаленной работы конкурентоспособность выпускника на мировом рынке труда напрямую зависит от владения английским, а часто и вторым иностранным языком. IT, инженерия, наука, туризм, дипломатия — все эти сферы требуют свободной коммуникации. Сокращая часы, мы искусственно ограничиваем карьерные горизонты будущих специалистов, рискуя создать поколение, локальное по своим возможностям.

2.     Научное и академическое развитие: язык, особенно английский, является lingua franca (итал. – язык, систематически используемый для коммуникации между людьми, разговаривающих на разных языках) современной науки. Важнейшие исследования, публикации в рецензируемых журналах, международные конференции и академические обмены проходят на нем. Ограничивая языковую подготовку, мы затрудняем для следующих поколений ученых доступ к передовым знаниям и их вклад в мировые исследования, что потенциально ведет к интеллектуальной изоляции.

3.     Культурный диалог и критическое мышление: изучение языка — это не просто заучивание грамматики и лексики. Это погружение в иную культурную парадигму, иное видение мира. Это учит толерантности, эмпатии, способности критически оценивать информацию, сравнивая разные источники и точки зрения. В условиях нарастающего информационного шума эта способность становится жизненно необходимой. Вместо этого изоляция от других культур порождает черно-белое, упрощенное восприятие действительности.

В итоге вопрос о месте иностранного языка в школьной программе — это вопрос о будущем, которое мы выбираем. Выбираем ли мы открытость, диалог, интеграцию в мировое интеллектуальное и культурное пространство?

Другие пресс-релизы