Статья опубликована в № 4523 от 12.03.2018 под заголовком: В Москве меняется лидер

Северо-Восточную хорду могут построить за счет бюджета Москвы

Договориться с частным инвестором пока не получается
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

О том, что Москва рассматривает вариант строительства всей Северо-Восточной хорды за счет бюджета, «Ведомостям» рассказали три чиновника мэрии. Об этом знают и два консультанта, работающих с городскими властями. В таком случае проезд по трассе может быть бесплатным.

С большой долей вероятности Москва выберет именно этот вариант: строительство ускорится, а собирать плату будет непросто – на протяжении хорды множество дополнительных дорог, объясняет один из московских чиновников. Подготовить территорию для стройки трудно и эти риски «концессионеры вполне обоснованно не хотят брать на себя», называет еще одну причину близкий к мэрии человек: «Москва тоже не уверена, что сможет это сделать без общественного шума».

Северо-Восточная хорда – один из самых масштабных дорожных проектов Москвы. Трасса протяженностью около 35 км пройдет от платной дороги Москва – Санкт-Петербург до новой развязки на МКАД на пересечении с Косинским шоссе. Она соединит крупные магистрали: Измайловское, Щелковское, Дмитровское, Алтуфьевское и Открытое шоссе. Ранее власти оценивали инвестиции в ее строительство в 188 млрд руб.

Часть хорды уже введена в эксплуатацию. В феврале заммэра Марат Хуснуллин сообщал, что завершить строительство планируется в 2018 г., кроме двух участков протяженностью 11 км – от Дмитровского до Ярославского шоссе и от Ярославского до Открытого шоссе. Именно эти участки, которые пройдут вдоль Малого кольца МЖД, в том числе через парк «Лосиный Остров», планировалось отдать в концессию. Заключить соглашение с частным инвестором московские власти собирались до конца 2015 г.

Обсуждалось, что УК «Лидер» построит участок от Дмитровского до Открытого шоссе вдоль Малого кольца железной дороги и вложит порядка 50 млрд руб. А за это она на 49 лет получила бы право эксплуатировать другие участки хорды. Город брался организовать в основном безбарьерную систему оплаты, а концессионер не собирался настаивать на гарантии трафика. Но переговоры затянулись – проект сложный, городу нужно провести гигантскую работу по высвобождению территории, это требует времени и значительных инвестиций, рассказывает близкий к мэрии человек. Предложения «Лидера», который не хочет брать на себя эти риски, не устраивают власти, продолжает консультант. Городу проще построить весь объект за свой счет, тем более бюджет позволяет, говорит один из собеседников «Ведомостей». В 2017 г. Москва получила рекордные доходы в 2,1 трлн руб. В бюджете города достаточно денег, а концессионеру придется искать их на рынке, замечает партнер Hogan Lovells Александр Долгов.

Два года назад гендиректор УК «Лидер» Анатолий Гавриленко сообщал «Ведомостям», что проект может быть реализован по аналогии с Северным дублером Кутузовского проспекта, но говорить о деталях было еще рано. Северный дублер – первая концессия Москвы по созданию платной дороги. Все расходы на проектирование, строительство и эксплуатацию дороги берет на себя концессионер, который окупит инвестиции за счет платного проезда.

Ситуация пограничная, но переговоры еще не завершились, знает человек, близкий к УК «Лидер». Нельзя говорить, что город решил строить хорду полностью за свой счет, утверждает руководитель департамента экономической политики и развития Москвы Владимир Ефимов. По его словам, планируемое концессионное соглашение по Северо-Восточной хорде подразумевает единовременный платеж городу, который компенсирует часть стоимости строительства, – это иной вариант финансирования концессионером. Создание объекта за госсчет не отменяет ГЧП или концессии впоследствии, указывает один из консультантов мэрии. Представитель УК «Лидер» на вопросы «Ведомостей» не ответил.

Если Москва решит отдать дорогу в концессию после завершения строительства, то концессионер должен провести какую-то реконструкцию, а вернуть инвестиции может несколькими способами, рассуждает Долгов. Если дорога бесплатная, то город платит за управление ею, а если платная, то концессионер может получать собранные за проезд деньги или их часть. Теоретически концессионеру могут дать возможность заработать и на сопутствующей инфраструктуре, говорит Долгов, в России таких примеров мало, но в Москве это возможно.

Платные дороги внутри города – это нонсенс из-за высокой интенсивности движения и относительно коротких расстояний, считает лидер общественного движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. Отношение в мире к платным дорогам в городе разное, но они есть и в США, и в Европе, указывает один из консультантов мэрии.

Чем удивили первые станции Большой кольцевой линии метро

Читать ещё
Preloader more