«Яндекс» разрабатывает колонку – голосового помощника

Он будет аналогом Amazon Echo и Google Home, которые пока не распознают русскую речь
Российскому поисковику важно не допустить, чтобы русскоязычную аудиторию забрали иностранные устройства / Евгений Курсков/ ТАСС

Собственное аудиоустройство (см. врез) разрабатывает «Яндекс», рассказали «Ведомостям» сотрудник крупной медиакомпании и два сотрудника крупных звукозаписывающих лейблов. Один из них знает это от сотрудников «Яндекса».

Представитель «Яндекса» сообщил, что прототип такого устройства под рабочим названием Аrtificial Intelligence speaker уже существует, компания экспериментирует и с устройствами с голосовым интерфейсом. «Мы уверены, что за голосовым интерфейсом будущее, у нас наработаны необходимые технологии: распознавание и синтез речи, продвинутые диалоговые системы, искусственный интеллект», – перечислил он, но больше ничего об устройстве не рассказал.

В конце мая стало известно, что «Яндекс» работает над русскоязычным голосовым ассистентом по имени «Алиса», – «помощницу» обнаружило издание vc.ru в бета-версии поискового приложения «Яндекса».

Близкий к «Яндексу» человек подтвердил, что план создания умной колонки есть, причем уже больше года. Одна из команд «Яндекса» разрабатывала голосовой интерфейс и обсуждала, заказывать колонку для себя у производителей или запускать софт на существующих устройствах.

Если колонка будет проигрывать треки «Яндекс.Музыки», об этом, как и о любом изменении сервиса, нужно уведомить правообладателей. Пока «Яндекс» не обсуждал колонку с правообладателями, говорят собеседники «Ведомостей».

Конкуренты из США и Китая

Первой умную колонку под названием Echo выпустил Amazon в 2014 г., она пользуется системой распознавания голоса Alexa и может управлять другими устройствами: включать видео, находить и воспроизводить музыкальные треки – и не только в Amazon Music. В 2016 г. Amazon представил уменьшенную колонку – размером с шайбу. В 2016 г. появилась Google Home – колонка тоже распознает голос и способна управлять другими устройствами, в том числе медиаплейерами. У Apple умная колонка с аналогичными функциями называется Home Pod, над разработкой таких устройств работают китайские Baidu и Tencent, через месяц выпустит умное устройство и китайский холдинг Alibaba.

По данным Strategy Analytics, в IV квартале 2016 г. мировые продажи умных колонок выросли на 600% и достигли 4,2 млн шт. Пока безусловный лидер – Amazon: 88% рынка, у Google – 10%. Помимо продажи устройств Amazon к 2020 г. будет дополнительно зарабатывать $5 млрд – пользователям станет удобно голосом делать покупки на сайте, пишет RBC Capital Markets, а еще выручка поступит от приложений сторонних разработчиков, проданных через Alexa. 17% покупателей Amazon уже используют голосовой поиск для покупок.

По оценке Evercore, несмотря на резкий рост продаж Echo, Alexa остается убыточной: Amazon в 2016 г. потерял на проекте $330 млн, в этом году убыток удвоится.

Ни одна из умных колонок не распознает русские голосовые команды. В России рынок умных помощников – незаполненная и очень перспективная ниша, говорит гендиректор Центра речевых технологий Дмитрий Дырмовский, а «Яндексу» устройство поможет увеличить аудиторию сервисов, в том числе стриминговых.

Задача Amazon Echo или Google Home – сделать так, чтобы интернет-компании максимально присутствовали в жизни человека, говорит основатель ABBY Давид Ян: им уже недостаточно коммуникации в момент, когда пользователь сидит за компьютером или глядит в смартфон, нужно оставаться с ним и когда он просто сидит на диване или завтракает на кухне: «Все эти дополнительные контакты тем или иным образом превращаются в дополнительные деньги – в рекламу, в продажи товаров и услуг». Даже когда пользователь узнает через колонку погоду на завтра, это формирует лояльность к сервису, продолжает Ян: «Яндексу» крайне важно занять рынок, пока сюда не вышли колонки Google или Amazon, чтобы не лишиться еще одного большого куска рынка, как это произошло со смартфонами и мобильным интернетом».

Для «Яндекса» создание голосового интерфейса – логичное развитие поиска, его основного бизнеса, считает основатель венчурного фонда IM.VC Игорь Мацанюк. Тем более что конкуренты (например, Google) тоже этим занимаются: «Яндексу» надо скорее осваивать эту нишу, чтобы в будущем, когда голосовой поиск наберет популярность, не отдать своих пользователей другим компаниям. Речь идет не только о развитии голосового интерфейса, но и о развитии искусственного интеллекта, продолжает Мацанюк: человек голосом задает более неформальные вопросы, чем письменно, нужно быстро обработать эту информацию, понять ее и выдать релевантный ответ. В конечном счете это борьба за пользователя, который и приносит «Яндексу» выручку, откликаясь на рекламу в поисковой выдаче, заключает он.