Номер мобильного сможет удостоверять человека, как паспорт
Такое новшество обсуждает одна из рабочих групп цифровой экономикиВ среду вечером рабочая группа по нормативному регулированию цифровой экономики отправила на доработку поправки, смысл которых – создать систему универсальных идентификаторов. Поправки предложены в законы «О связи», «Об информации» и «Об основах здоровья граждан» и позволят подтверждать личность россиянина при оказании ему дистанционных услуг по номеру мобильного телефона – точно как биометрические данные для клиентов банков. Речь идет о подтверждении личности – например, в телемедицине.
«Ведомости» ознакомились с законопроектом. Его рассматривала рабочая группа, сообщили «Ведомостям» директор по развитию и планированию «Сколково» Сергей Израйлит (фонд возглавляет центр компетенций по этому направлению) и директор по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов.
Само положение законопроекта, что должен появиться идентификатор по мобильному номеру абонента, критики рабочей группы не вызвало, рассказывают два участника заседания: сомнения вызвала лишь сфера применения этого идентификатора, в ходе обсуждения она может быть ограничена. Один из собеседников «Ведомостей» объясняет, что дело в юридической технике – предстоит корректно описать грядущее новшество.
В документе – девять будущих идентификаторов: электронная подпись, авторизация в единой системе идентификации и аутентификации, биометрия или дактилоскопические данные и другие данные, которые помогают определить, кто запрашивает услугу, и подтвердить личность клиента.
Идею, изложенную в отклоненном документе, высоко оценили операторы связи. «Мегафон» и МТС поддерживали идентификацию личности с помощью мобильного номера, сообщили «Ведомостям» руководитель «Мегафона» по правовому взаимодействию с органами исполнительной власти Никита Данилов и представитель МТС. «Вымпелком» в целом поддерживает идею законопроекта, но считает, что ее нужно существенно доработать, уверен представитель оператора, но как именно – не говорит. Представитель Tele2 отказался от комментариев.
Сейчас номер абонента мобильного оператора не считается юридически значимым идентификатором, подтверждает главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян. Перевод денег клиентов банка по номеру телефона нельзя считать идентификацией: при первичной выдаче банковской карты номера телефона и счета в банке привязываются друг к другу, речь идет о переводе со счета на счет. Дистанционная идентификация по номеру мобильного телефона была бы полезна цифровым бизнесам, которые сейчас требуют ручного ввода паспортных данных или загрузки скана паспорта. Это может быть продажа страховок или путевок, электронная коммерция и оказание финансовых или логистических услуг (включая билеты на транспорт), перечисляет Казарян.
Традиционные способы идентификации, например электронная подпись, отличаются низким уровнем проникновения, объяснял Данилов логику законопроекта. А вот идентификация по мобильному номеру, по его словам, перспективнее, безопаснее и удобнее, потому что уровень проникновения сотовой связи среди граждан России весьма высок.
По данным агентства AC&M Consulting, проникновение сотовой связи в России составляет 179%. В 2017 г. в России продано 109 млн сим-карт, рассказывал партнер агентства Антон Погребинский.
Если мобильный номер станет универсальным идентификатором личности, операторы могли бы за отдельную плату помогать партнерам идентифицировать клиентов для оказания услуг, считает Данилов, а платил бы за это только партнер, не сам абонент. По его расчетам, дополнительная выручка всех операторов связи от идентификации как услуги может составить до 150 млрд руб. за 4–5 лет. Каждый оператор связи будет работать только со своей базой клиентов, заключает Данилов.
Представителям электронной коммерции услуга идентификации по мобильному позволит узнать номера телефонов клиентов, абоненты – пользователи банков смогут подтверждать транзакции и также любой человек сможет быстро авторизоваться на порталах госуслуг, перечисляются варианты применения номера-идентификатора в презентации «Мегафона» к законопроекту («Ведомости» ознакомились с ней, подлинность подтвердил оператор).
Для операторов есть и другой плюс. Приравнивание сим-карты к паспорту может привести к сокращению оттока сотовых абонентов, считает гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов, сейчас это 40–50% в год. Человеку, у которого сим-карта фактически приравнена к паспорту, труднее будет поменять номер, например проговорив деньги на счете и выбросив ее, говорит он. Насколько сократится отток, Анкилов оценить затруднился. Перенос номера при переходе абонента от одного оператора к другому (MNP) возможен в России с конца 2013 г. Но популярностью сервис не пользуется, констатирует Анкилов. По данным Федерального агентства связи, c момента запуска MNP по вчерашний день в России было подано чуть менее 15,3 млн заявлений на перенос номера, удовлетворено около 8,85 млн.