«АвтоВАЗ» даст в долг группе Renault до 10 млрд рублей

До сих пор «АвтоВАЗ» брал кредиты у акционеров
Renault тоже помогала «АвтоВАЗу»: с 2012 г. выделила 126 млн евро на модернизацию производства, прежде всего линии B0 в Тольятти/ Андрей Махонин / Ведомости

«АвтоВАЗ» сообщил, что предоставит компании Renault Finance (100%-ная «дочка» Renault) возобновляемый заем на сумму до 10 млрд руб. сроком до марта 2023 г. Договор заключен 15 августа. Условия и цели займа не раскрываются.

Renault через Alliance Rostec Auto B.V. (СП с госкорпорацией «Ростех») контролирует 51% «АвтоВАЗа». «Ведомости» ожидают комментарии представителей «АвтоВАЗа», Renault и «Ростеха».

В 2018 г. «АвтоВАЗ» впервые за несколько лет получил чистую прибыль. По итогам первого полугодия она составила 3,1 млрд руб. по МСФО (против чистого убытка в 4,4 млрд руб. годом ранее), выручка увеличилась на 31,5% до 134,7 млрд руб. Предыдущий раз «АвтоВАЗ» получил прибыль в 2012 г. – 29,2 млрд руб.

Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы не ответил. Представители «Ростеха» и Renault от комментариев отказались.

Это не в чистом виде заем: речь идет о формировании депозита в дочернем банке Renault, который позволит проводить расчеты между «АвтоВАЗом» и Renault, утверждает человек, близкий к сторонам сделки. «АвтоВАЗ» закупает у Renault часть компонентов для своих автомобилей, а также выпускает по заказам альянса Renault-Nissan автомобили, двигатели, шасси. Так же думает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. «АвтоВАЗ» лишь недавно вернулся к прибыльности, в том числе благодаря значительной финансовой помощи от Renault, напоминает он. «Не исключено, что такая схема более удобна для трансграничных расчетов», - добавляет эксперт.

Финансовые результаты автопроизводителя улучшились благодаря восстановительному росту российского рынка и увеличению продаж Lada (марка – лидер рынка России), оптимизации расходов и программе финансового оздоровления (рекапитализации) «АвтоВАЗа», которую ведут основные акционеры автоконцерна. Программу пришлось разработать после того, как в 2015 г. «АвтоВАЗ» получил рекордные 73,9 млрд руб. убытка по МСФО.

На первом этапе программы рекапитализации, в декабре 2016 г., была размещена допэмиссия на 26 млрд руб., фактически профинансированная Renault. На втором этапе, который завершился весной 2018 г., долги «АвтоВАЗа» перед акционерами (включая беспроцентные займы от «Ростеха») были конвертированы в акции на общую сумму 61,4 млрд руб. После сделки Alliance Rostec Auto B.V. увеличил долю в «АвтоВАЗе» с 64,6 до 83,53% и выставил оферту миноритарным акционерам. По оценке аналитика «ВТБ капитала» Владимира Беспалова, в том числе благодаря помощи акционеров чистый долг «АвтоВАЗа» в первом полугодии 2018 г. снизился на 21%: с 84,66 млрд до 66,86 млрд руб.

Программа рекапитализации «АвтоВАЗа» завершится к октябрю 2018 г.: ожидается, что «Ростех» спишет «АвтоВАЗу» оставшуюся часть беспроцентных займов на 21 млрд руб. Займы на общую сумму 75 млрд руб. госкорпорация предоставила «АвтоВАЗу» в кризис 2008-2009 гг. Средства пошли на оплату долгов, в том числе перед поставщиками. Часть займов была возвращена за счет передачи «Ростеху» активов.

Renault тоже помогала «АвтоВАЗу»: с 2012 г. выделила 126 млн евро на модернизацию производства, прежде всего линии B0 в Тольятти, где выпускаются автомобили альянса Renault-Nissan и Lada. А в 2016 г. Renault хотела предоставить «АвтоВАЗу» полугодовой кредит в 20 млрд руб. под 11,5% для оплаты комплектующих. Но сделка, которую должны были одобрить миноритарии, не состоялась – не хватило кворума.

Как будет выглядеть новая Lada Granta