UC Rusal может не получить дивиденды «Норникеля» из-за американских санкций

Это будет стоить компании нескольких сотен миллионов долларов в год
UC Rusal может не получить дивиденды «Норникеля» из-за американских санкций/ Denis Sinyakov / Reuters

Попавшая под санкции США UC Rusal может не получить дивидендов от «Норильского никеля», сообщила газета Financial Times со ссылкой на свои источники. «У нас нет полной ясности, – сказал изданию один из них. – Предварительно юристы заключили, что «Норникель» не видит прямого риска выплаты дивидендов UC Rusal. Но последнее разъяснение [OFAC] только усложнило ситуацию. Они ждут [комментариев] OFAC по существу».

25 мая минфин США выпустил очередные пояснения к санкциям, введенным 6 апреля против российских физических и юридических лиц. В списке оказался Олег Дерипаска и его UC Rusal. Пояснения касаются выплаты дивидендов в пользу санкционного лица. Такая транзакция может быть расценена как существенная сделка, а может и не быть признана таковой. От чего это зависит – не поясняется. В случае если сделка будет признана существенной, то под санкции попадет компания, осуществившая платеж в пользу санкционного лица.

UC Rusal принадлежит 27,8% в «Норникеле». В 2016 г. компания получила за свой пакет $656 млн дивидендов. По итогам 2017 г. должна получить $601 млн. Финальный размер дивидендов предстоит утвердить собранию акционеров 28 июня.

Пакет в «Норникеле» является для UC Rusal стратегически важной инвестицией, «обеспечивающей компании диверсификацию корзины металлов и стабильный и прибыльный возврат средств на инвестицию», следует из годового отчета второго по величине в мире производителя алюминия. «Дивиденды от «Норникеля» покрывают все процентные платежи UC Rusal и способствуют ускоренному процессу развития компании», – подчеркивается в отчете.

В качестве безопасного варианта для выплаты дивидендов санкционным лицам минфин США предложил использовать escrow-счета. Об использовании такового еще в апреле объявила швейцарская Sulzer, контрольным пакетом которой владела «Ренова» Виктора Вексельберга – последние оба также попали в санкционный список. «Ренова» продала 14,59% акций Sulzer самой компании за 546 млн швейцарских франков ($561,7 млн), снизив долю до 48,83%. Но денег за бумаги «Ренова» не получит. Они будут перечислены на специальный escrow-счет. На него же компания будет перечислять и дивиденды на пакет «Реновы», пояснял представитель Sulzer. Доступ к деньгам «Ренова» сможет получить лишь с одобрения американских властей.

В России предусмотрено создание escrow-счетов, говорит партнер Tertychny Agabalyan Иван Тертычный. «Некоторые банки, в частности Сбербанк, даже рекламируют их как услугу для безопасных расчетов по сделкам», – напоминает юрист. Но в одностороннем порядке начать платить акционеру на escrow-счет дивиденды невозможно, указывает Тертычный.

Невозможно и лишить отдельного акционера дивидендных выплат, говорит юрист. «Такое возможно, только если акционер сам откажется получать дивиденды», – поясняет Тертычный.

«Норникель» сам ничего предпринимать не будет, уверен близкий к одному из акционеров компании человек. Дело в том, что компания не платит дивиденды акционерам напрямую. Деньги направляются в «дочку» Московской биржи – Национальный расчетный депозитарий (НРД). Оттуда средства распределяются по банкам-депозитариям, и уже банки переводят их клиентам. Запрос «Ведомостей» в НРД остался без ответа.

Риск попадания под санкции после выплаты дивидендов есть, уверен Тертычный. Но он считает, что депозитарии вряд ли попадут под вторичные санкции, так как у них в этой цепочке техническая роль. «Обслуживание дивидендного потока одной из компаний вряд ли существенная сделка», – отмечает юрист.

Представители UC Rusal и «Норникеля» от комментариев отказались.