IKEA займется лизингом мебели

Компания продолжает экспериментировать с бизнес-моделью
Поначалу IKEA будет сдавать в аренду несколько видов мебели, в частности столы и стулья, только корпоративным клиентам/ Susana Vera / Reuters

IKEA протестирует радикально новую для себя модель лизинга мебели. Об этом в интервью Financial Times рассказал Торбьорн Леф, генеральный директор холдинговой компаний Inter IKEA, которой принадлежат права на бренд и интеллектуальную собственность ритейлера. Это часть новой стратегии крупнейшего в мире продавца мебели.

IKEA хочет не просто продавать различные товары, но и обеспечить их повторное использование, а также открывает магазины в новом формате.

Первый эксперимент с лизингом состоится в Швейцарии и может начаться уже в феврале. Изначально компания будет сдавать в аренду несколько видов мебели, в частности столы и стулья, только корпоративным клиентам. Но со временем IKEA намерена включить в этот список и кухни. «Можно сказать, что лизинг – еще один способ найти средства на приобретение кухни, – сказал Леф. – Когда эта круговая модель будет работать, нам будет интересно понаблюдать, что происходит с товаром и как потребители заботятся о нем».

Это может привести к появлению «масштабного сервиса подписок» на различные виды мебели, рассуждает Леф. Вместо того чтобы выбрасывать использованную мебель, IKEA будет ремонтировать ее и перепродавать, тем самым продлевая срок службы изделий. По словам Лефа, компания надеется таким образом снизить свое негативное влияние на окружающую среду на 15%. Для этого IKEA также занялась переработкой древесины и других материалов, из которых сделаны ее товары, чтобы повторно использовать их в производстве.

Кроме того, Леф рассказал, что IKEA думает о создании бизнеса по реализации потребителям комплектующих, например, шарниров и винтов, для мебели, которая больше не продается в ее магазинах.

Прибыль IKEA в последние годы снижается. Поэтому Леф стремится поощрять предпринимательских дух, который был присущ шведской компании в ее ранние годы, но был в определенной степени утерян за десятилетия стабильного роста бизнеса. В связи с этим IKEA все больше экспериментирует с новым форматом более компактных магазинов в центрах крупных городов, онлайн-коммерцией, доставкой товаров на дом и другими идеями.

Однако избежать ошибок при этом невозможно. Так, компактные магазины оказались не очень популярными в крупных городах Великобритании и других развитых стран, поскольку в них была представлена не вся линейка товаров, отмечает FT. Поэтому компания поняла, что ей нужно расширить такие магазины до 5000–10 000 кв. м, чтобы представить более полный ассортимент, но сэкономить на пространстве для складских запасов (для сравнения: в среднем площадь магазинов IKEA составляет 35 000 кв. м). «Нужно иметь смелость проводить эксперименты и совершать ошибки, но также исправлять их», – утверждает Леф.

В России, где у IKEA 14 магазинов в 11 городах, компания тоже ищет способы увеличить выручку. В прошлом финансовом году ее продажи в стране выросли на 2%, а годом ранее уменьшились на 10%. Этой весной IKEA начнет продавать в России товары для кошек и собак. Также она договорилась о сотрудничестве в области доставки с «Почтой России», чтобы сделать свою продукцию более доступной для населения и увеличить интернет-продажи.

Наконец, летом 2019 г. IKEA собирается открыть в Москве свой первый российский магазин городского формата. Он будет находиться в торговом центре «Авиапарк», а его площадь составит 7700 кв. м. Причем у ритейлера уже есть дизайн-студии в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Тюмени.

Между тем в других странах компания продолжает открывать крупные магазины. В 2020 г. в Маниле, столице Филиппин, IKEA и вовсе собирается открыть свой крупнейший магазин площадью 65 000 кв. м.