В Госдуму внесли проект об ужесточении требований к маркетплейсам

В Госдуму внесли законопроект об общем регулировании всех маркетплейсов и дополнительном для тех, которые занимают более 20% рынка. В частности, предлагается запретить требовать с покупателя компенсацию за возврат покупки и обязать компании маркировать отдельные товары. Документ опубликован в думской электронной базе.

Авторы проекта – глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и глава комитета ГД по промышленности и торговле Владимир Гутенев. В подготовленном ими документе маркетплейсы названы «агрегаторами информации о товарах».

Из пояснительной записки следует, что законопроект должен восполнить пробелы в законодательстве, способствующие монополизации рынка и ставящие в невыгодное положение продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ).

Агрегаторам, с помощью которых было осуществлено более 20% от всех сделок между продавцами и покупателями за предыдущий год, предлагается запретить изменять условия договора услуг, ухудшать положение продавцов или владельцев пунктов выдачи заказов без уведомления за 30 дней. Также крупные маркетплейсы не смогут навязывать не относящиеся к электронной торговле услуги и условия о продвижении товаров за счет снижения цены без согласия контрагента.

Ограничение вводится и на создание преимущества для продажи собственных торговых марок по сравнению с товарами других продавцов. В проекте отмечается также, что совокупная стоимость всех услуг подобных агрегаторов продавцу не может превышать 10% от общей стоимости товара, в отношении которого оказаны такие услуги.

Кроме того, предлагается запрет на требование с покупателя компенсации за возврат товара. Также вводится норма, при которой правительство сможет обязать маркетплейсы маркировать отдельные товары и использовать аппаратуру для обнаружения оружия и взрывчатых веществ.

В начале декабре Кутепов заявлял о подготовке законопроекта о регулировании деятельности маркетплейсов, поскольку сейчас они «встают» там, где хотят и где им выгодно. Сенатор отметил, что такие компании должны подчиняться, как и все, законам торговли.

При этом 25 сентября 2023 г. группа депутатов уже внесла в Госдуму законопроект о внесении изменений в законы «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» и в ст. 12 и 18 «О защите прав потребителей». Авторы отмечали, что владельцев маркетплейсов необходимо обязать публиковать на сайте открытые данные об условиях договоров с продавцами и владельцами ПВЗ. Параметры сделок можно менять не чаще раза в год. О желании изменить положения договора стороны должны сообщать не менее чем за 30 дней до истечения срока действия контракта. Также интернет-магазинам с оборотом свыше 150 млрд руб. могут ограничить продажу собственных продуктов в случае, если похожие товары уже есть в продаже. Законопроект включен в примерную программу весенней сессии Госдумы в 2024 г.