Большой бизнес научит остальных маленьким хитростям

Программа повышения производительности труда нацелена на простые решения и не предполагает инвестиций
Правильный сбор касок повышает производительность труда / Максим Стулов/ Ведомости

Программа увеличения производительности труда, которую Минэкономразвития запустило в конце 2017 г., показала первые результаты. На 42 предприятиях, участвовавших в эксперименте, министерство нашло потенциал повышения производительности до 30% за год, рассказал его представитель. Пока только за счет организационных решений, без вложений и модернизации, она в отдельных случаях выросла на 50%.

Рост производительности был одним из пунктов программы президента Владимира Путина – в майских указах 2012 г. он поставил цель увеличить ее в 1,5 раза до 2018 г. Не получилось: к 2016 г. производительность даже сократилась на 0,3%. Тема перекочевала в повестку четвертого срока Путина: в новом майском указе он поручил обеспечить годовой темп ее роста на средних и крупных несырьевых предприятиях не ниже 5%.

Минэкономразвития рассчитывает создать базу для повышения производительности за счет обучения, мотивации и предоставления нужных инструментов, говорит его представитель. Ее вклад в ВВП министерство оценивает в 2% к 2024 г. по отношению к 2016 г.

Теперь Минэкономразвития предложило заняться анализом эффективности крупным производителям. На первом этапе это будут «Росатом», «Технониколь» и «Северсталь», к ним будут присоединяться другие. «Северсталь» подпишет меморандум о сотрудничестве в ближайшее время, подтвердил ее представитель. Это же собирается сделать «Технониколь», передал через представителя президент компании Сергей Колесников. Достичь высокой производительности труда можно, но большинство предприятий не знают, с чего начать, объяснил он свое участие в программе.

Эксперты будут работать по всем направлениям: анализировать процесс, смотреть, как заготовка движется по производственному потоку, выявлять, где возникают основные потери, рассказывает представитель Минэкономразвития, анализировать возможности оптимизации складских запасов, изучать рынки сбыта. Бывает, достаточно переставить станки, незначительно изменить организацию работы – и это дает заметный эффект, приводит пример помощник министра Юлия Урожаева.

Ключевая идея – увеличение производительности за счет простых решений, не требующих серьезных вложений. За счет одной перестановки оборудования удалось увеличить коэффициент использования рабочего времени с 50 до 80–95%, рассказывает гендиректор Средне-Волжского механического завода (выпускает оборудование для нефтегазовой промышленности) Николай Липченко. Сбор касок не от начала до конца, а, как на конвейере, по группам увеличит производительность труда на человека более чем на 30%, говорит гендиректор Суксунского оптико-механического завода (средства индивидуальной защиты) Иван Колчанов.

Для каждого предприятия программа длится от нескольких месяцев до года. Те, кто ее пройдет, попадут в программу льготного финансирования Фонда развития промышленности (ФРП, сумма займа от 50 млн до 300 млн руб. на пять лет под 1% годовых) и льготного кредитования «МСП банка». Минэкономразвития утвердит методику расчета производительности, чтобы определить, выполнила ли компания задачу, затем ФРП запустит прием заявок, передал через представителя директор ФРП Роман Петруца. Представитель «МСП банка» не ответил на запрос.

Процесс правильный, но для экономики эффект небольшой, говорит замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников: нужны не точечные уколы, а запуск инвестиционного процесса. Крупный бизнес уже работает с поставщиками, продолжает он, но как без конкуренции заставить повышать эффективность? Без конкуренции и сильного потребительского спроса повысить производительность невозможно, согласен директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон.

Еще одно ограничение – недостаток инвестиций, предупреждает Сальников. Отсутствие доступного финансирования сдерживало рост производительности 64,7% из 500 опрошенных ЦСР собственников и руководителей предприятий. Для предприятий советского типа нужны современные технологии, говорит гендиректор ООО «Юнигрэйн» Евгений Пасечник (компания претендовала на участие в программе, но в нее не попала. – «Ведомости»). Приходится брать кредиты более чем под 12% годовых, без субсидий на технологии модернизация будет долгой, продолжает он. От гендиректора «Узола» Александра Алексеева внедрение программы потребовало около 100 млн руб. Колчанов не смог провести модернизацию из-за необходимости дополнительных инвестиций. Для «рывка» по производительности нужны дополнительные инвестиции, признает Урожаева.