Падение реальных доходов россиян в сентябре резко ускорилось

Правительственному прогнозу уже не сбыться, указывают экономисты
Реальные доходы населения сократились второй месяц подряд/ Ярослав Чингаев / для Ведомостей

Реальные доходы населения сократились второй месяц подряд, сообщил Росстат. Их падение ускорилось в сентябре до 1,5% после падения на 0,9% в августе в годовом выражении. До этого они росли на протяжении семи месяцев, с начала года – на 1,7% (без учета выплаты пенсионерам 5000 руб. в январе 2017 г.). Реальные зарплаты в сентябре ускорили рост – до 7,2% после 6,8%.

Доходы населения сокращались на протяжении четырех лет – с 2014 по 2017 г. – и возобновили рост лишь в этом году. В первом полугодии они увеличились на 2,6% – в основном за счет повышения зарплат, замечает Игорь Поляков из ЦМАКПа, доходы от предпринимательской деятельности увеличились всего на 0,7%, социальные трансферты без учета единовременной выплаты пенсионерам выросли на 1,2% – существенно слабее, чем доходы в целом. Прочие доходы сократились: от собственности – росли слабо, от ценных бумаг и депозитов – снижались, от скрытой деятельности, судя по всему, тоже, перечисляет Поляков. Вряд ли в последние месяцы ситуация существенно изменилась, полагает он.

Зато усилилось волнение населения из-за волатильности на финансовых рынках, продолжает Поляков: люди стали снимать деньги с валютных счетов, обналичивать и перекладывать в банковские ячейки, а также тратить за рубежом в отпусках – эти расходы Росстат «не видит», из-за чего снижает оценку «прочих» доходов. Чистый спрос населения на доллары в августе по сравнению с июлем вырос в 2,1 раза до $1,7 млрд с $0,8 млрд, сообщил ЦБ.

Замедлился в сентябре рост розницы – до 2,2% в годовом выражении с 2,8% месяцем ранее. Вероятно, население предпочитало купить больше валюты, а потребление сдерживало, полагает Поляков.

Падение доходов при серьезном росте зарплат остается загадкой, пишет главный экономист РФПИ Дмитрий Полевой. Реальные доходы в первом полугодии росли в основном благодаря предвыборному периоду, замечает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров: стремительно увеличивались зарплаты в госсекторе и пенсии. После выборов этот рост стал замедляться. А после ощутимой девальвации рубля в апреле и ускорения инфляции снижение доходов было ожидаемым, считает он: в сентябре стали дорожать импортные товары. Кроме того, закончился сезон снижения цен на овощи и фрукты, стало сказываться июльское увеличение тарифов, перечисляет Тихомиров.

До конца года доходы россиян будут понемногу снижаться, а по итогам года вырастут менее чем на 1%, прогнозирует Тихомиров. В целом за год реальные доходы могут вырасти на 2%, спорит Поляков. Это все равно заметно меньше официального прогноза: Минэкономразвития ожидает роста реальных доходов в 2018 г. на 3,4%.

В 2017 г. реальные доходы населения снизились на 1,7%, хотя в правительстве прогнозировали рост на 1,3%, указывала Счетная палата в заключении на проект федерального бюджета 2019–2021 гг. Когда прогноз корректировался, они устойчиво снижались с начала года и предпосылок для резкого роста к его завершению не было, пишут аудиторы.

Рост доходов зависит от того, будут ли частные предприятия увеличивать зарплаты, считает Поляков, но на них будет повышение НДС до 20% с 2019 г.

Президент Владимир Путин поставил цель снизить бедность вдвое до 2024 г. (13,2% в прошлом году). В прогнозе Минэкономразвития существенно увеличены темпы роста реальной зарплаты и ожидаются более высокие темпы роста реальных доходов, что «вызывает сомнения», указывала Счетная палата: в 2019 г. не предполагается дополнительного повышения зарплат бюджетникам, а в частном секторе их рост будет зависеть от производительности труда.

Население вынуждено наращивать долг, пишут аналитики РАНХиГС и Института Гайдара в заключении на бюджет. К середине 2018 г. задолженность населения перед банками составила 13,7 трлн руб., увеличившись за год на 19%, пишут они, что существенно выше роста номинальных доходов. И это тревожный тренд, который означает рост доли затрат на обслуживание кредитов в структуре расходов населения, предупреждают эксперты.