Банки начали погоню за биометрическими данными клиентов

Впереди всех Сбербанк, запустивший свой сбор данных клиентов
Евгений Разумный / Ведомости

«Узнал из рекламы в банкомате Сбербанка, что скоро меня смогут «обслужить по лицу», — пошутил в Facebook один из клиентов банка, намекая на двусмысленность словосочетания «обслужить по лицу».

В этом году Сбербанк пообещал, что в его офисах, банкоматах и мобильном приложении появится распознавание по лицу, а при звонке в колл-центр система сможет узнавать клиентов по голосу. В перспективе эти технологии помогут ускорить обслуживание и повысить безопасность операций благодаря дополнительному фактору, позволяющему подтвердить личность.

Крупнейшие банки, в том числе российские, уже используют биометрические технологии в обслуживании: например, так они распознают клиентов при звонке в колл-центр или визите в сейфовое хранилище, ведут базу берущих заведомо невозвратные кредиты мошенников, собирая фото заемщиков. Кроме того, Россия – мировой лидер по платежам с помощью смартфонов, ряд которых также используют биометрические технологии (оплата подтверждается с помощью отпечатка пальца).

Не все технологии одинаково полезны

350 человек зарегистрировались в системе, позволяющей оплачивать покупки с помощью отпечатка пальца на кассе, в ходе пилотного проекта Сбербанка и «Азбуки вкуса», по данным J’Son & Partners. Представитель Сбербанка это не прокомментировал.

В этом году Сбербанк форсировал сбор биометрии: по словам его президента Германа Грефа, к декабрю банк собрал «миллионы образцов» биометрических данных клиентов, речь идет о слепках голосов и изображениях лиц. Собрать столько образцов Сбербанк смог в том числе за счет агрессивных продаж. Его сотрудники говорили клиентам, что с января, если биометрических данных нет в системе, обслуживание клиентов будет начинаться с их сдачи, правда, пресс-служба заявляла, что с Нового года ничего не изменится.

По количеству собранных биометрических данных клиентов Сбербанк на несколько порядков обгоняет запущенную с конца июня государственную Единую биометрическую систему (ЕБС), единожды сдав в которую изображение лица и слепок голоса человек может в любом банке получать кредиты, открывать счета и делать переводы без визита в отделение. Антиотмывочный закон требует от банков идентифицировать всех новых клиентов, и теперь сделать это они могут не только при личном присутствии клиента, но и с помощью ЕБС.

Собирать биометрию для ЕБС обязаны все банки, но пока это делают немногие, а оказывают услуги с ее помощью – лишь единицы. В итоге к октябрю в ЕБС сдали данные лишь 2000 человек, актуальную цифру оператор системы – «Ростелеком» не раскрывает.

Причина того, что люди не торопятся сдавать данные в ЕБС — ограниченное количество услуг, которые можно получить с ее помощью, признают сами банкиры. Депутаты уже пытаются это исправить: они внесли законопроект, согласно которому с помощью ЕБС можно получать большинство банковских услуг. Кроме того, сдать данные пока можно лишь в небольшом числе отделений, да и Сбербанк, обладающий крупнейшей сетью, подключился к ЕБС только в конце декабря.

Самое большое свершение этого года — вступление в силу закона об удаленной идентификации и начало наполнения ЕБС, говорит президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев. По его словам, можно говорить об укреплении тренда на все большее использование новых технологий в финансовых услугах. Но важно, чтобы применение биометрии расширили на большее количество услуг: ее ведь можно использовать для идентификации повсеместно, подчеркивает он.

Особенностью российского финтеха является значительное присутствие Банка России: инициативы регулятора стали самыми обсуждаемыми (в их числе и создание ЕБС), говорит председатель наблюдательного совета ICONIC Елена Титова, в остальном активность на этом рынке низкая. При этом важны не только технологии как таковые, но и правовая база под них: например, биометрия без возможности удаленного открытия счетов была бы не так интересна, подчеркивает Титова.