Чем политики отличаются от газона

Кремлевский конкурс для политических лидеров – это попытка заменить естественную политическую конкуренцию искусственной

Кадровый конкурс Кремля для желающих стать депутатами – вполне закономерное решение в условиях, когда естественные каналы политического отбора закупорены, а пассивное избирательное право де-факто административно ограничено.

Первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко объявил 25 февраля о старте конкурса «Лидеры России. Политика». Проект рассчитан на людей, которые захотят участвовать в выборах в Госдуму и региональные парламенты. Конкурсантов ждет проверка на «социальный интеллект», «служение обществу» и «умение общаться с людьми», а прошедших в финал 70–80 человек зачислят в Высшую школу госуправления РАНХиГС (там уже действует «школа губернаторов»). Наставниками финалистов заявлены депутаты Госдумы от всех четырех фракций (среди них, например, Петр Толстой и Ирина Яровая), а также сенаторы Андрей Клишас и Анатолий Артамонов. Депутатские мандаты победителям не обещают, отсекать от конкурса внесистемную оппозицию не планируют.

Проект «Лидеры России» запускался Кириенко в 2017 г. как конкурс управленцев (в том числе из бизнеса) для обновления кадров в госструктурах; из сотен тысяч заявителей около сотни получили посты в госструктурах и частных компаниях, двое стали губернаторами, четверо – заместителями федеральных министров. Попытка создать действующий дубль заклинившему механизму ротации кадров в управленческой системе, основанной на ресурсной и административной ренте, была сочтена в Кремле, очевидно, удачной. Опыт решено распространить на сломанную избирательную систему.

Появление такого конкурса закономерно, даже странно, что в Кремле так долго тянули. Политическое шоу такого рода – фактически легализация, опубличивание негласного отбора властью комфортных для нее кандидатов – участников выборов в условиях, когда естественный политический отбор мертв. Проверка по тем же самым параметрам – умение слушать и понимать людей и их нужды, быть их представителем во власти, быть лидером – это и есть свободные конкурентные выборы с той лишь разницей, что высокая отборочная комиссия – это сами граждане, избиратели, а не политические и партийные бюрократы, многие из которых и сами давно утратили навыки общения с гражданами. Но такая естественная среда – это риск утраты контроля, непредсказуемость результата. Так городские власти зачищают землю от природного разнотравья, заменяя его тепличным рулонным газоном из травы одного сорта. Живучесть такого моногазона без тщательного ухода сомнительна, но его легко стричь, и выглядит он тогда презентабельно. Ну а если не оправдал надежд и засох, такой газон, наконец, можно и заменить. Вот и поучаствовать в конкурсе политлидеров в первый же день захотело 8270 человек.