Россиянам разрешено проголосовать в рассрочку

Как пройдет и к чему приведет плебисцит по поправкам к Конституции
Евгений Разумный / Ведомости

Президент Владимир Путин подписал 1 июня указ о назначении общероссийского голосования по поправкам к Конституции на среду, 1 июля. Эта дата определена с учетом «складывающейся санитарно-эпидемиологической обстановки и необходимости обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», говорится в указе.

Оптимальная дата

О решении провести голосование 1 июля Путин объявил по итогам прошедшей в тот же день в режиме видеоконференции встречи с членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию и с руководством Центризбиркома (ЦИК). 1 июля в качестве оптимальной даты назвала председатель ЦИК Элла Памфилова, и президент с ней согласился. «С юридической точки зрения эта дата является безупречной, – пояснил он. – Если сегодня объявить о том, что голосование пройдет именно в этот день, через 30 суток, это даст возможность людям еще раз вернуться ко всем поправкам, которые предлагаются, и определить свое отношение к сделанным предложениям». Губернаторы должны посодействовать в организации голосования, исходя из необходимости заботы о здоровье граждан, поскольку это является главным приоритетом, подчеркнул Путин. Он также обратился к гражданам с призывом принять активное участие в голосовании.

Памфилова на совещании предложила провести голосование не только в назначенную официально дату, но и в течение шести дней до основного дня голосования: «То есть в общей сложности предлагаем, чтобы у наших граждан, потенциальных участников голосования, была возможность проголосовать, когда наиболее удобно, в течение семи дней». По ее словам, основной принцип – максимальное рассредоточение потенциальных участников голосования как во времени, так и в пространстве, чтобы минимизировать при голосовании возможные физические контакты. Для этого появляется больше способов голосования – в частности, вне помещений, на придомовых территориях.

Таким образом, голосование начнется 25 июня, сразу после парада в честь 75-летия Победы, который запланирован на 24 июня. О таком сценарии ранее говорили собеседники «Ведомостей», близкие к Кремлю и к мэрии Москвы. «Рассчитывают на мобилизационный эффект от парада Победы, воодушевление и позитив», – пояснял один из них. Другой отмечал, что власти хотели отметить своего рода «победу над вирусом», чтобы у людей поднялось настроение, и на этом фоне провести голосование по Конституции.

Голосование по поправкам в Конституцию первоначально должно было пройти 22 апреля, соответствующий указ 17 марта подписал Путин. Но уже 25 марта, одновременно с введением в России режима нерабочих дней, президент объявил о переносе голосования на неопределенный срок из-за неблагоприятной эпидемиологической обстановки. Согласно закону о поправке в Конституцию день голосования объявляется нерабочим, а объявить о его дате необходимо не менее чем за 30 дней до голосования.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос «Ведомостей» о возможности новой отсрочки голосования в случае ухудшения эпидемической ситуации ответил: «Здоровье людей остается безусловным приоритетом».

Упрощенная процедура

Формат общероссийского голосования изначально предусматривал упрощенный порядок организации электоральных процедур: возможность удаленно-досрочного голосования, в том числе коллективного, упрощенную форму протокола, которая не отражает количество проголосовавших вне помещений для голосования, назначение наблюдателей только через общественные палаты и отсутствие международных наблюдателей. Однако подготовленные ЦИК поправки в ранее одобренный порядок и утвержденные Роскомнадзором рекомендации по голосованию в условиях эпидемии делают процедуру еще менее прозрачной.

Так, при выдаче бюллетеня не нужно будет вписывать в список участников голосования их паспортные данные, как это всегда делается на выборах, – нужна будет только подпись голосующего. Досрочно-выездное голосование можно будет (и даже рекомендовано) проводить в течение семи дней, и желательно на улице. Помещения для голосования нужно будет закрывать на дезинфекцию каждый час, про избирательную документацию сказано лишь, что ее сохранность в это время обеспечивает председатель. Голосовать на дому можно будет без указания причин, причем вызов может быть сделан от имени другого лица, и именно его укажут в реестре. Кабинки для голосования рекомендовано оборудовать без шторок, а членам избиркомов предложено самим опускать бюллетени в урну за избирателей, которые находятся на карантине.

Согласно новым данным «Левада-центра», с которыми ознакомились «Ведомости», поправки сейчас намерены поддержать 44% от всех опрошенных (в апреле – 47%) или 55% от числа намеренных голосовать, против – 32% (в апреле – 31%). Готовность участвовать в голосовании за последний месяц почти не изменилась: собираются это сделать 66% респондентов против 65%, не будут голосовать – 21% против 19%. При этом 58% из тех, кто против поправок, говорят, что участия в голосовании не примут. Схожие цифры 30 мая опубликовал ВЦИОМ: по его данным, в голосовании готовы участвовать 66% россиян и 61% от числа намеренных голосовать собираются поддержать поправки.

Явка без контроля

Точную явку спрогнозировать сложно – как минимум потому, что не с чем сравнивать, говорит замдиректора «Левада-центра» Денис Волков: «Растянутое на семь дней голосование, видимо, на явку может повлиять. Но опять же сложно сказать как – это беспрецедентное голосование, как беспрецедентна и ситуация с коронавирусом». Люди свое отношение к поправкам уже сформировали и, хотя тема из повестки в последний месяц ушла, это отношение уже не изменилось, отмечает социолог: «Оно во многом зависит от отношения к власти: те, кто за власть, пойдут и проголосуют за поправки, те, кто против, на голосование не пойдут». Желание как можно скорее провести голосование связано с надеждой избежать последствий кризиса, считает Волков: «На рейтинги власти экономические кризисы действуют не сразу. У рейтинга президента динамика отрицательная, но она началась не в этом году и с этим кризисом не связана. Рейтинги же власти в целом ведут себя примерно так же, как это было при других кризисах – например, в 2008 г. Общественное мнение под влиянием кризиса меняется не сразу, а через какое-то время. Поэтому голосование и хотят провести быстрее плюс провести мобилизацию с помощью парада».

Нас наверняка ожидают высокие показатели досрочного и надомного голосования, убежден сопредседатель «Голоса» Григорий Мельконьянц. В этом смысле эпидемия играет на руку власти, потому что в обычной ситуации самим же Центризбиркомом это рассматривалось бы как признак злоупотребления, ставящий под сомнение результаты голосования, уверен эксперт. Теперь же это все легко объяснить заботой о здоровье избирателей. Однако использование таких форм голосования опасно полной потерей гражданского контроля, предупреждает Мельконьянц. Он сильно сомневается в том, что настоящие, а не ангажированные властями наблюдатели будут в курсе графика выезда групп надомного голосования. Кроме того, большинство наблюдателей – это волонтеры, которых обычно мобилизуют на день, а не на неделю дежурства с непредсказуемым графиком. Тем не менее, говорит Мельконьянц, «Голос» все-таки планирует объявить набор наблюдателей. Необходимо рассказать обществу о том, как реально проходили эти процедуры, и задокументировать это максимально подробно, поясняет он: «Мы будем стремиться максимально присутствовать при всех процедурах».

Мотивация для мобилизации

Перезапуск кампании уже произошел – информационная кампания, по сути, стартовала еще на прошлой неделе как подготовка к объявлению даты, говорит руководитель фонда ИСЭПИ Дмитрий Бадовский: «Смысловые доминанты кампании также определились: это, прежде всего, социальные поправки, действенность и востребованность которых аргументируются значимостью для граждан эффективности системы здравоохранения и государственных мер поддержки граждан и бизнеса в условиях нынешнего эпидемиологического и экономического кризиса». Растягивание голосования и его старт сразу после юбилейного парада Победы, очевидно, призваны сработать на мобилизацию и «накопление» явки – важно, чтобы она была устойчиво выше 50%, считает эксперт: «Хотя соображения эпидемиологической безопасности тоже имеют значение: всплеск заболеваемости после голосования был бы слишком значимым и неприемлемым с политической точки зрения риском». Некоторый риск растянутого голосования в том, что вместе с мобилизацией сторонников поправок может несколько возрасти и явка противников реформы, считает Бадовский: «Но эта опасность в основном нивелируется тем, что у противников конституционных изменений нет единой стратегии действий, четкой установки прийти на голосование, скорее все же превалирует логика неучастия». Еще один перенос даты маловероятен, это имело бы уже слишком неприемлемый демобилизующий эффект для голосования, добавляет эксперт.

Вероятно, явка будет невысокой, предполагает политолог Алексей Макаркин. Конечно, власти хотелось бы, чтобы она была повыше, поэтому для ее повышения делается довольно многое, отмечает эксперт: в частности, на это направлено предложение о голосовании в течение нескольких дней. Затруднить работу по повышению явки может необходимость объяснить людям, зачем они должны прийти и проголосовать, ведь те, кто обычно ходит на выборы, знают, чего хотят, когда голосуют за президента, губернатора или депутата, рассуждает Макаркин: «Здесь же с мотивацией может быть сложнее». На понижение явки будет играть и страх после пандемии, который испытывает немалая часть людей, напоминает эксперт. Он также сомневается, что не желающие рисковать избиратели воспользуются дистанционными формами голосования: электронное голосование требует определенных навыков и не распространено даже в больших городах, а надомное может быть воспринято как неудобство или риск.

А вот на положительном для власти исходе голосования пандемия и отсрочка, вероятно, не скажутся, считает Макаркин. Кроме того, у оппозиции, по его мнению, возникнет проблема с мобилизацией сторонников. Если до пандемии она обсуждала вопрос, стоит ли идти на участки и таким образом повышать явку, то теперь актуален вопрос: надо ли призывать идти на участки в условиях, когда пандемия только закончилась? Кроме того, возникает вопрос, будут ли сами оппозиционеры брать на себя ответственность, чтобы призвать людей прийти на участок и голосовать против, добавляет Макаркин: «Думаю, что здесь у власти неплохие шансы, чтобы более эффективно отмобилизовать своих сторонников».