Российским компаниям могут запретить размещать рекламу в Google и Facebook

Это один из вариантов ответных мер Google на введение цензуры
Ежегодные доходы Google в России – $34 млрд, привел Толстой собственные данные/ Максим Стулов / Ведомости

Американская компания Google собирается разработать алгоритм фильтрации новостей с «российской пропагандой». Главные источники пропаганды в американском интернете – это в первую очередь сайты Russia Today и Sputnik, об этом исполнительный директор материнского холдинга Alphabet Эрик Шмидт заявил на Форуме международной безопасности в Галифаксе.

«Мы пытаемся разработать системы для предотвращения этого», – приводит слова топ-менеджера Motherboard. Новый алгоритм должен позволить понижать в выдаче Google сомнительные, с точки зрения компании, новости. О полной блокировке сайтов речь не идет. «Мы не хотим запрещать сайты. Это не наш метод. Я категорический противник цензуры. Я очень сильно поддерживаю ранжирование. Это то, что мы делаем», – пояснил Шмидт.

Претензии к деятельности Russia Today у американских чиновников появились после крупного расследования размещения «фейковых новостей», которые могли оказать влияние на результаты президентских выборов в США.

Расследование проводил спецпрокурор, бывший директор ФБР Роберт Мюллер. Социальная сеть Facebook сообщила, что выявила около 500 000 фейковых аккаунтов и страниц, которые с мая 2015 г. по май 2017 г. занимались «поляризацией общественного мнения» в США. В конце октября Twitter отказал в размещении рекламы телеканалу Russia Today и агентству Sputnik. Сервис счел, что финансируемые из российского бюджета СМИ вмешивались в выборы в США.

Какие СМИ могут стать иностранными агентами

Несмотря на то что поправки к закону о СМИ, позволяющие признавать иностранными агентами зарубежные медиа, еще не вступили в силу, Минюст на прошлой неделе уже направил уведомление «Голосу Америки», «Радио Свобода», «Кавказ.Реалии», «Крым.Реалии», «Сибирь.Реалии», «Idel.Реалии» и телеканалу «Настоящее время», в котором предупредил, что эти СМИ могут быть признаны иностранными агентами в России.

Представители Кремля и лично Владимир Путин категорически отрицали, что российские власти пытались оказать влияние на исход американских выборов.

После расследования власти США обязали Russia Today зарегистрироваться в качестве иностранного агента и регулярно отчитываться о своей деятельности, маркировать как политическую пропаганду публикации, а также указывать связанных с такой пропагандой клиентов. В начале ноября компания T&R Productions, представляющая в США российский телеканал Russia Today, и Reston Translator, транслирующий передачи радиостанции Sputnik, были внесены в американский реестр иностранных агентов. В ответ российская Госдума приняла закон, предполагающий регистрацию иностранных СМИ в качестве иностранных агентов. Перечень этих СМИ будет определять Минюст.

В ответ на вчерашнее заявление исполнительного директора Alphabet Роскомнадзор сообщил, что потребует от американской компании пояснить термин «ранжирование». Служба в ближайшее время отправит запрос Google, в котором выразит свою озабоченность свободой слова в стране, сказал «Ведомостям» руководитель Роскомнадзора Александр Жаров.

Главный редактор Russia Today и Sputnik Маргарита Симоньян вчера напомнила о том, что сотрудники Google при проведении проверки не обнаружили нарушений правил платформы со стороны Russia Today. По данным Russia Today, 25% всего трафика англоязычного RT.com приходится на поисковик Google и 0,5% – на Google News, в США на Google приходится 29% всего трафика сайта RT.com и почти 1% – на Google News.

Оценивать экономические потери от такого решения компании Google она не стала. Вице-спикер Госдумы Петр Толстой вчера предложил запретить российским компаниям размещать рекламу Google и Facebook.