Бумажные чеки готовятся заменить электронными

Это золотая жила для банков: к ним стекутся данные обо всех тратах клиентов
Закон разрешает передавать чеки покупателю в электронном виде, в нем заложена и возможность отказаться от печати чека, указывает представитель розничной сети «Лента»/ Евгений Разумный / Ведомости

Россияне, расплатившиеся картой любой платежной системы, смогут получать кассовый чек в личный кабинет банка. Сервис тестируют Национальная система платежных карт (НСПК, оператор национальной платежной системы «Мир») и банк «Тинькофф», рассказали «Ведомостям» их представители. В личном кабинете чеки появятся уже с апреля 2018 г., для мобильного приложения сервис заработает осенью.

Сейчас покупатель может получить электронный чек, если оставит номер телефона, адрес электронной почты или отсканирует QR-код с чека. Программа, разработанная НСПК, этого не требует. Она привязывает кассу к эквайринговому терминалу торговой точки, сообщают НСПК и «Тинькофф», и чек направляется в личный кабинет покупателя.

Закон разрешает передавать чеки покупателю в электронном виде, в нем заложена и возможность отказаться от печати чека, указывает представитель розничной сети «Лента» (компания идею поддерживает). Такой сервис не окажет существенного влияния на работу X5 Retail Group, уверен представитель компании.

Торговые точки не участвуют в проекте, рассказывает директор по развитию «Первого ОФД» (единственный оператор фискальных данных, ОФД, участвующий в проекте) Максим Ларькин: покупатель дает поручение банку на обработку чеков из разных торговых точек, а разрешение торговой точки получать не нужно.

Покупатель, кроме того, автоматически получает кэшбэк, продолжает Ларькин, но кэшбэк возможен, только если чек прошел проверку Федеральной налоговой службы (ФНС; с июля 2017 г. магазины онлайн передают информацию о розничных расчетах налоговикам), и, получается, покупатель вовлекается в процесс проверки чеков, что стимулирует бизнес выходить из серой зоны.

Плюсы есть и для банков – они получат удобный инструмент для анализа предпочтений клиентов, пишут НСПК и «Тинькофф». Сейчас банки могут видеть только категории транзакций, например «супермаркеты», «фастфуды», «кинотеатры», объясняет начальник управления развития электронной коммерции Бинбанка Алексей Соловей: «Сбор и анализ детальной информации поможет банкам глубже изучать потребности аудитории, а значит, делать более точные и адресные предложения».

Помимо банка «Тинькофф», НСПК готовит к участию в проекте еще два банка, сообщает представитель системы, переговоры ведутся еще с несколькими. По завершении тестирования несколько банков присоединятся к проекту, подтверждает Ларькин, но сервис будет интересен всем розничным банкам. Банк «Русский стандарт» рассматривает участие в проекте, говорит исполнительный директор кредитно-карточного бизнеса Ростислав Яныкин.

Сотрудник одного из крупных банков считает, что вряд ли сервис будет популярен: обычно людям чеки не нужны, а товар по закону о защите прав потребителей можно вернуть магазину и без чека – хотя процедура возврата и осложняется.

Многие россияне уже полностью перевели транзакции в мобильные приложения, поэтому такой сервис будет, несомненно, востребованным, не согласен гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. В прошлом году россияне заплатили картами в магазинах 16 трлн руб., или на 30% больше, чем в 2016 г., сообщал Центробанк.

Информация банков становится все более обширной и качественной – в банки стекаются фактически все данные о платежах россиян, констатирует Бурмистров.

История положительная и для ФНС, которой подобный контроль поможет бороться с бизнесом в серой зоне, и для самих покупателей, чья платежная система сейчас замыкается вокруг мобильного телефона, считает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Сергей Мытенков. Бумажные чеки несложно потерять или забыть в магазине, но с личным кабинетом вопрос с возвратом товара легко решен.

Что касается личных данных, продолжает Мытенков, у банков уже сейчас информация по всем транзакциям клиентов, вряд ли информация, сколько зубной пасты или макарон было куплено в том или ином магазине, нарушит конфиденциальность данных потребителя. А удобство для пользователей несомненно, заключает он.

Вопрос заключается в том, насколько сами клиенты хотят делиться такими данными, полагает партнер Bain & Company Егор Григоренко: «Получается, банк сможет полностью мониторить их траты, будет знать все об их предпочтениях, регулярности и географии покупок». Информация о клиентах – самое главное богатство розничных банков, а подобный срез – золотая жила для их продуктовых предложений, заключает Григоренко.