Авито Работа и Salary Index: спрос на курьеров вырос в 11 раз, а зарплаты – в 2 раза

В субботу, 17 декабря, в России отмечается неофициальный праздник — День курьера. Официально эта дата именуется Днём фельдъегерской службы, то есть первого «сервиса доставки», работавшего с важными документами. Фельдъегерь превратился в курьера, а затем и в ключевую фигуру новой e-comm экономики. Как профессия курьера стала одной из наиболее востребованных — в пятилетнем обзоре Авито Работы и Salary Index.

Рост числа вакансий в 11 раз

Количество вакансий для курьеров увеличилось настолько, что превышает ёмкость рынка кандидатов, и компании — лидеры рынка электронной торговли — буквально состязаются за них.

По данным Авито Работы, за пять лет количество вакансий курьеров на платформе выросло в 11 раз. Самый впечатляющий скачок продемонстрировал, конечно, 2020 год: +145% к количеству вакансий за предыдущий 2019 год.

2022 год пытается приблизиться к этому рекорду. В уходящем году «Авито Работа» фиксирует спрос на более 300 000 курьеров по всей стране, с приростом на 113% по сравнению с предыдущим годом.

«Всего за пару лет в профессии курьера произошёл полный ребрендинг. Ещё недавно курьеров путали с почтальонами, а молодёжь шла на такие подработки крайне неохотно. Однако мы стали свидетелями, как внешние изменения —пандемия и развитие мобильных приложений — позволили профессии переродиться. То, к чему можно было идти десятилетиями, произошло за пару лет, и мы все быстро адаптировались к новой реальности. Более трёхсот тысяч вакансий курьеров было размещено на Авито Работе в этом году, и это в 11 раз больше показателя пятилетней давности. Рынок труда всегда идёт вслед экономическим изменениям, а в экономике сейчас устойчивый тренд на покупки через мобильные приложения и быстрые доставки. Так что на профессию курьера спрос будет расти, и во многом за счёт покрытия экспресс-доставками средних и малых городов», — отмечает Артём Кумпель, управляющий директор Авито Работы.

Более 70% вакансий — это пешие курьеры

Если пять лет назад в вакансиях курьеров использовались уточнения «пеший» или «автокурьер» (причём последние были более востребованы), то сейчас в описании вакансий упоминаются также велокурьеры и самокат-курьеры.

В 2020 году был всплеск предложений на позиции автокурьера, доля таковых составляла 43% среди всех курьерских вакансий. Однако годом позже тренд сменился в сторону большей популярности пеших и вело-курьеров (повлияло развитие сервисов экспресс-доставок).

А в декабре 2021 года СберМаркет даже доставлял заказы на собачьих упряжках.

Зарплата курьеров выросла в 2 раза

В первую очередь это касается пеших курьеров, но велосипедисты и автомобилисты тоже значительно подросли в цене – плюс около 70%.

По данным мониторинга заработных плат Salary Index, средняя зарплата российского курьера составляет около 50 тыс. рублей (но в результатах 2022 года ещё не учтены данные ноября-декабря – месяцев сезонного роста спроса на курьеров и их зарплат, соответственно). В выборку включено более 6000 курьерских вакансий из разных источников, включая не только «работные» платформы, но и группы по поиску персонала в соцсетях.
Следует отметить, что зарплаты курьеров растут неравномерно по разным российским регионам. Интенсивнее – там, куда выходят крупные игроки типа Яндекс.Еды/Delivery Club и Ozon. Медленнее – в тех регионах, где наблюдается насыщение и стабилизация рынка. Например, в III квартале 2022 года «просели» зарплаты в Центральном регионе, но продолжили расти Юг, Урал и Сибирь.
Изменения в профессии курьера спровоцировали буквально тектонические сдвиги на рынке труда, и целые сегменты кандидатов перекочевали в нишу курьеров. Например, те, которые трудились в торговле на позициях линейного персонала – кассиры, мерчендайзеры, работники торгового зала.

У курьеров расширился соцпакет

Самый популярный среди работодателей инструмент мотивации курьеров – это бонусы в периоды наиболее высокой загрузки доставки (распродажи ноября, предновогодний сезон, гендерные праздники). Компании повышают оплату за доставку заказа или удваивают чаевые, или и то, и другое. Например, так собирается сделать компания «Яндекс» для сотрудников «Яндекс Еды» и Delivery Club и выделила на это 70 млн рублей. В 2022 году 60% всех вакансий на Авито Работе предполагали наличие бонусной части в оплате труда.

Появились у крупных ecom-компаний и программы обучения для курьеров. Каждая десятая вакансия курьера на Авито Работе включает такой пункт обязательств компании, как «Обучение». Компании запускают образовательные проекты, позволяя проходить обучение на ИТ-профессии и, в целом, дают возможность выстраивать график работы для совмещения работы и учёбы.

Получили распространение программы страхования курьеров от несчастных случаев во время работы. «Яндекс Доставка» и «Самокат» запустили бесплатное страхование жизни и здоровья для пеших курьеров-партнеров, а также курьеров, которые используют велосипеды, самокаты, мопеды, скейты.

Курьеры получают скидки на еду и аренду/покупку/ремонт велосипедов и самокатов. Отдельный способ поддержки – создание специальных «сервисных» зон для курьеров. Например, для отдыха и комфортного ожидания заказа, пункты выдачи аптечек и велоинструментов, техосмотра велосипедов и т.п.

Каждый второй россиянин готов пойти в курьеры


Курьерская компания «Самокат», опросив более 2000 россиян, пришла к выводам, что каждый шестой имеет опыт работы курьером, каждый второй готов пойти в доставку, а каждый десятый рассматривает возможность такой работы или подработки.

Вход в профессию открыт практически для всех, барьеров и требований становится всё меньше. Например, постепенно из описания вакансий исчезли требования о знании города. Если в 2018 году в 6% вакансий фигурировало обязательное хорошее знание города/района, то к 2022 году этот пункт встречается менее, чем в 1% предложений. Параллельно, благодаря развитию мобильных приложений от курьеров уже не требуется быть коммуникабельным: в 2018 году в 11% вакансий присутствовало требование к этому софт-скиллу, а в 2022 году — менее, чем в 1% предложений.

В доставке работают и студенты, и люди без опыта работы, и люди старше 45 лет, и те, кто имеет одно и более высших образований. Больше половины курьеров утверждают, что это их основная работа, а остальные совмещают с другими видами заработка.

«Одна из тенденций последнего времени, которую подсветил и усилил 2022 год, — это увеличение числа женщин-курьеров. В прошлом году их было 38% от общего числа доставщиков, а в этом году тенденция к замещению вакансий женщинами еще более усилилась», — поделилась наблюдениями операционный директор Salary Index Екатерина Ивашкевич.

«Авито Работа» и Salary Index продолжают следить за тем, как меняется портрет курьера. И поздравляют с Днем курьера всех причастных.

Другие пресс-релизы