«АвтоВАЗ» сможет размещать деньги в Renault Finance

Автоконцерн расширил пул банков для размещения свободных средств
В этом году «АвтоВАЗ» впервые с 2012 г. получил чистую прибыль/ Максим Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ», контролируемый Renault, сообщил в среду, что подписал 5-летний договор с Renault Finance SA (принадлежит Renault) о предоставлении займа в размере до 10 млрд руб. Компании тогда не смогли объяснить суть решения.

Это сделал председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Сергей Скворцов. Договор включил Renault Finance в пул банков, где «АвтоВАЗ» может размещать на краткосрочных депозитах свободные средства в пределах указанной суммы, сказал он «Ведомостям». Процентая ставка в договоре с Renault Finance, как и с другими банками, входящими в пул, не зафиксирована. Решение о размещении средств в том или ином банке «АвтоВАЗ» каждый раз принимает по итогам тендеров, выбирая из предложенных банками условий, рассказывает Скворцов. Это же сообщил представитель группы Renault.

Банки «АвтоВАЗа»

Состав пула «АтоВАЗ» не раскрывает. Это банки из топ-20, говорит представитель «АвтоВАЗа». У компании есть расчетные счета в Сбербанке, ВТБ, ВЭБе и принадлежащем ее совладельцу «Ростеху» Новикомбанке, говорится в отчете за II квартал 2018 г.

На 30 июня краткосрочные рублевые депозиты «АвтоВАЗа» составляли 5,3 млрд руб. (на 31 декабря 2017 г. – 7 млрд), на них начислялись проценты по ставке 5,5–13% годовых (полгода назад - 6,3–13%), говорится в отчете автоконцерна по МСФО.

Renault Finance – не совсем банк. «Это финансовая организация, выполняющая функции центрального казначейства группы Renault, – объясняет исполнительный вице-президент по финансам «АвтоВАЗа» Алексей Бобров. – Она занимается оптимизацией денежных потоков и денежных рисков. При этом участники группы могут заработать на краткосрочном размещении свободных денег. Это распространенная практика у транснациональных компаний».

Renault Finance станет первой иностранной финансовой структурой, где держит деньги «АвтоВАЗ»: до сих пор депозиты в иностранных банках он не открывал, говорит Бобров.

Renault Finance SA основана в 1960 г., проводит для Renault и Nissan операции на валютном рынке, рынке процентных ставок, межбанковские операции, хеджирует сделки с промышленными металлами, следует из материалов группы Renault. Управляет валютными счетами предприятий Renault в Чехии, Венгрии, Польше, Румынии, Швеции, Швейцарии и Великобритании. Активы на конец 2017 г. – 6,3 млрд евро, чистая прибыль по итогам года – 58 млн евро.

Более 90% выручки «АвтоВАЗ» получает в рублях. И в случае выбора Renault Finance российский автокоцнерн будет размещать там средства именно в рублях, говорит Бобров: «У Renault Finance есть возможность открывать рублевые депозиты».

Для альянса Renault-Nissan выгоднее, чтобы «АвтоВАЗ» размещал средства на счетах корпоративного банка группы, но все будет зависеть от условий, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. О том же говорит аналитик «Атона» Михаил Ганелин. При прочих равных условиях «АвтоВАЗ» будет делать выбор в пользу Renault Finance, добавляет он.

Деньги «АвтоВАЗа»

Скворцов объясняет расширение пула банков увеличением денежного потока «АвтоВАЗа» благодаря финансовой поддержке основных акционеров (Renault и «Ростех») и росту продаж. За семь месяцев 2018 г. российский рынок легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 17% до 992 673 шт., продажи Lada – на 19,5% до 199 273 шт. (данные АЕБ).

Свободный денежный поток «АвтоВАЗа» в 2017 г. составил 1,9 млрд руб. (минус 25,4 млрд руб. в 2016 г.), в первом полугодии 2018 г. – 3 млрд руб. (годом ранее - 1,1 млрд), подсчитал Беспалов.

В этом году «АвтоВАЗ» впервые с 2012 г. получил чистую прибыль. По итогам полугодия она составила 3,1 млрд руб. по МСФО (чистый убыток 4,4 млрд руб. годом ранее), выручка увеличилась на 31,5% до 134,7 млрд руб. Чистый долг «АвтоВАЗа» в первом полугодии 2018 г. снизился на 21% до 66,9 млрд руб., по оценке Беспалова.

После рекордного убытка «АвтоВАЗа» в 2015 г. (почти 74 млрд руб.) основные акционеры рекапитализируют компанию. На первом этапе была размещена допэмиссия на 26 млрд руб. (фактически профинансированная Renault), на втором – долги «АвтоВАЗа» перед акционерами на 61,4 млрд руб. были конвертированы в акции. Завершится программа рекапитализации к октябрю 2018 г.: предполагается, что «Ростех» спишет «АвтоВАЗу» оставшуюся часть беспроцентных займов на 21 млрд руб. Займы на 75 млрд руб. госкорпорация предоставила «АвтоВАЗу» еще в кризис 2008–2009 гг.

Обозначенные в договоре 10 млрд руб. – это максимально возможная сумма, которую «АвтоВАЗ» может разово разместить на депозите в Renault Finance, уточняет Бобров. Но по факту суммы, скорее всего, будут небольшими, а размещения – редкими, ожидает он. У компании хоть и улучшается финансове состояние, но сохраняется масштабная инвестиционная программа, напоминает Бобров. «АвтоВАЗ» собирается в 2017–2026 г. вывести на рынок 12 новых моделей Lada и 11 обновленных.

10 самых продаваемых автомобилей в 2017 году