До открывшихся магазинов не дошла почти половина покупателей

Восстановить трафик мешал пропускной режим
Гавриил Григоров / ТАСС

За первую неделю работы после коронавирусных ограничений, с 1 по 7 июня, число посетителей столичных торговых центров сократилось на 43% год к году, рассказал «Ведомостям» президент консалтинговой компании Watcom Роман Скороходов: учитывая непростую экономическую ситуацию и коронавирус, это неплохой результат. По замерам Watcom, лучшим днем недели по трафику стала суббота, 6 июня (падение было 36,8% год к году), а худшим – вторник, 2 июня (-46,6%).

Офлайн-торговля одеждой, обувью, косметикой, товарами для дома в Москве была запрещена с конца марта из-за распространения коронавируса. Ситуация изменилась с начала лета. Распоряжением мэра Сергея Собянина непродовольственная розница начала открываться с 1 июня.

Посещаемость в московских торговых центрах постепенно восстанавливается, считает представитель Российского союза торговых центров: в будни трафик находится на уровне 45–50% от прошлогоднего, а в выходные уже составил 55–60%.

Ситуация будет исправляться, согласен Скороходов: постепенно в ТРЦ откроются рестораны и развлекательные зоны, а они генерировали в среднем до 30% трафика.

С 1 июня ситуация начала меняться, но покупателей все еще меньше, чем до пандемии, отмечает представитель «Ташира». Например, поток в столичном ТРЦ «РИО» на Дмитровском шоссе снизился на 23% по сравнению с тем, что был год назад.

ТРЦ «АФИ молл» в «Москва-сити» функционирует практически полностью, говорит первый заместитель гендиректора AFI Development Евгений Поташников: пока закрыта развлекательная часть, убраны или огорожены места для отдыха и приема пищи.

По его словам, за первую неделю лета посещаемость торгового центра не вернулась на докарантинные показатели. Причин несколько: сохранявшийся пропускной режим в Москве, кроме того, ближайшие офисные центры не полностью вернулись на работу.

Покупателей в торговых центрах пока мало, отмечает владелец Zenden Group (бренды Zenden, Thomas Munz и Mascotte) Андрей Павлов, результаты работы магазинов на торговых улицах за первую летнюю неделю лучше. Может быть, люди считают их более безопасными, предполагает он. Отложенный спрос работает, отмечает Павлов: число тех, кто заходит в магазин и покупает что-то, выросло на 15%, часто один человек берет обувь сразу на всю семью.

В московские магазины Street Beat и Nike за 1–7 июня пришло в среднем 70% посетителей от уровня прошлого года, рассказала представитель владельца сетей, Inventive Retail Group, Людмила Семушина. В московских «Спортмастерах» число посетителей сократилось на 40–45% год к году, но постепенно показатель улучшается, сообщил представитель компании.

Трафик в «IKEA Теплый стан» после открытия 3 июня снизился на 10% год к году, рассказала руководитель Московского региона розничной сети IKEA в России Алла Черкавская. В зависимости от расположения конкретной торговой точки цифра могла отличаться. Больше всего посетителей в IKEA на Ходынском поле было в день открытия, 3 июня, меньше всего – 4–5 июня, а в выходные, 6–7 июня, трафик снова вырос на 20%. Столичные магазины товаров для дома Askona с 1 по 7 июня насчитали около 42 000 посетителей – на 26% меньше, чем год назад по сопоставимым точкам, сообщил представитель компании.

За первую неделю июня потери выручки – около 50%, примерно на столько же упал трафик (-54%), рассказала президент Finn Flare Ксения Рясова. Лучшим днем по выручке стала суббота, добавила она: те, кто работал всю неделю, к выходным все-таки пошли по магазинам. Ситуация улучшилась к выходным, подтверждает Сергей Саркисов, совладелец обувной сети «Эконика»: но в целом по неделе падение трафика на 55%. Ситуация в торговых центрах отличается, отмечает он: трафик в центральных торговых центрах, например в ТРЦ «Манеж», хуже (-80%), чем в «Атриуме» (-57%). Влиял столичный пропускной режим, считают Рясова и Саркисов. Но о его снятии с 9 июня уже объявила столичная мэрия.

Схожая ситуация у магазинов косметики. Чем ближе к центру магазин, тем сильнее в нем падение количества посетителей, отмечает представитель брендов Natura Siberica и Organic Shop. В московских магазинах брендов трафик с первых дней работы меньше на 50–80%, чем год назад. На улицах в целом меньше людей из-за ограничений, многие жители Москвы уехали и работают дистанционно, сетует он: во время выходных ситуация улучшилась незначительно.

Представитель «Иль де ботэ» на запрос «Ведомостей» не ответил, «Л’этуаль» – от комментариев отказался. Обе сети объявили об открытии части московских магазинов на своих сайтах. Покупателей значительно меньше, чем обычно, сообщили корреспонденту «Ведомостей» сотрудники одного из магазинов «Иль де ботэ»: больше всего покупателей огорчает, что нельзя попробовать ничего из декоративной косметики и кремов – все тестеры убраны или закрыты пленкой. Доступны лишь тестеры духов и туалетной воды, которые дезинфицируются после каждого применения.

Компания Mixit пока не смогла открыть ни одного магазина в столице. Требуется соблюсти особые регламенты Роспотребнадзора – закупить в бутики термометры, специальные обеззараживающие рамки, нанести на пол разметку, перечисляет Олег Пай, основатель Mixit. По его словам, в Москве строгие правила: весь персонал должен иметь свежие анализы на коронавирусную инфекцию и антитела. Тесты для большого количества сотрудников провести можно, но графики приема расписаны далеко вперед, а результаты делаются несколько дней, сетует Пай.