«Когда мне говорят: «Я своего сына в два года начал учить читать», я отвечаю: У нас с вами другая задача».
Т.В. Черниговская
Вполне возможно, что, прочитав эпиграф к нашей статье, вы будете несколько обескуражены: как так? Ведь разговор вроде бы должен быть именно об этом – обучение младенцев иностранным языкам. Но, как бы нам не хотелось, против природы не пойти: мозг младенца, или ребенка двух-трех лет просто не готов к таким «академическим подвигам», да и зубки еще не все появились. Как же прикажете грызть гранит науки?
Конечно, можно просто «натренировать» малыша; мозг маленьких гениев очень гибкий и активный. Они все впитывают как губки. И в таком случае они будут и читать, и может даже писать, и таблицу Менделеева рассказывать… Но у нас с вами другая задача. Давайте поговорим об этом.
Как педагог с довольно большим стажем я скажу так: дети должны начать учиться вовремя! Есть такое понятие в педагогике – принцип природосообразности, который был заложен в работах Я.А. Каменского и далее разрабатывался, и получал первостепенное значение в работах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского. Суть данного принципа весьма проста: прочно усваивается только то, что соответствует возрастным особенностям и наклонностям детей. Таким образом, любое обучение должно согласовываться с природными возможностями и особенностями развития ребенка. И тут как гром среди ясного неба: мозг маленького ребёнка к учению просто на просто не готов! Что же получается: учить маленьких детей иностранным языкам невозможно? Отнюдь!
В современном мире владение одним или несколькими иностранными языками больше не является роскошью или привилегией – это необходимость. Исследования показывают, что младенцы уже в несколько месяцев могут начать изучать английский. И нет, я не противоречу сама себе! Суть заключается в том, как мы понимаем саму суть процесса обучения и значение глагола «учить».
С самого рождения ребенок уже обладает инструментами для изучения любого языка, включая английский. Младенцы уже рождаются со способностью различать звуки и интонационные структуры. Именно эта способность имеет решающее значение для изучения языка на самом раннем этапе, поскольку позволяет младенцам различать языки на уровне звучания.
В случае с младенцами и совсем маленькими детьми (2-3 года) мы скорее говорим не про обучение иностранным языкам, а про раннее языковое развитие, которое основано на природном физиологическом процессе. На этом этапе жизни малыши слушают, имитируют, учатся распознавать интонацию, рассматривают картинки, буквы, играют с тактильными ковриками и т.д. Но здесь важно помнить, что все это происходит в плотном взаимодействии со взрослым человеком: один из родителей, няня, опекун или педагог языковых курсов. Да и среда должна быть соответствующая: картинки с английскими словами, книжки на английском языке, живая человеческая речь, но иноязычная! Таким образом взращиваются билингвы, что помимо всего прочего сопровождается рядом многочисленных преимуществ для когнитивного, социального и эмоционального развития детей.
Из данных научных исследований известно, что двуязычные дети, которые изучали язык с младенчества дома или на специальных курсах, демонстрируют улучшение когнитивных навыков, таких как память и внимание. Более того, изучение английского языка с младенческого возраста способствует активному развитию мозга и держит его в постоянном тонусе. Начиная знакомиться с английским языком в самом раннем возрасте, малыши на интуитивном уровне формируют правильное произношение, а такое явление как языковой барьер им просто незнакомо. Более того, в самом раннем возрасте учить язык гораздо проще. Вспомните, как общаются малыши 1-2 лет: они могут объяснить, что им нужно буквально 2-3 словами. Однако к тому времени, когда им нужно будет выстраивать более сложные конструкции, они уже накопят весьма приличный словарный запас.
В целом, по моему скромному мнению, начинать изучать английский язык необходимо с раннего дошкольного возраста: оптимально с 4-5 лет. Времена, когда иностранные языки начинали изучать в раннем подростковом возрасте, давно канули в Лету. Именно в младшем дошкольном возрасте дети наиболее легко и довольно быстро учат английский. И лучше это делать со специалистом, который сможет превратить процесс обучения в увлекательную игру. Мотивировать малышей или детей раннего дошкольного возраста к обучению сложно, им не объяснить, что английский язык им очень нужен. Однако, согласно вышеупомянутому принципу природосообразности, именно игра поможет в освоении английского языка. Узнать о разнообразных техниках и даже опробовать и применить на практике стратегии и технологии обучения английскому языку детей дошкольного возраста возможно в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (г. Москва). В рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография» реализуется программа повышения квалификации и программа переквалификации по теме «Педагог: иностранный язык для детей дошкольного и младшего школьного возраста». Опытные преподаватели Центра инновационных образовательных и языковых стратегий «Диалектум» готовят специалистов, которые смогут грамотно и компетентно обучать маленьких учеников.
Дети, которые начинают изучать английский язык в раннем возрасте, посещая языковые курсы, отличаются от своих сверстников. Они открыты для общения, они активны и разговорчивы, легко вступают в коммуникацию и не боятся новых встреч или знакомств. Такие дети обладают расширенным кругозором и позднее им довольно легко даются школьные дисциплины. Более того, они уже определенным образом приучены к дисциплине и умеют концентрироваться, поскольку посещали курсы английского языка. Интересный факт: изучая английский язык с раннего возраста дети развивают критическое и творческое мышление, умение решать различные задачи и выполнять несколько действий одновременно. Мозг этих маленьких почемучек и энерджайзеров быстро перестраивается, определяя способы выполнения задач.
Нельзя забывать и о лингвокультурном аспекте раннего обучения английскому языку. Изучая английский язык, малыши познают и иную культуру: они читают книжки, смотрят мультфильмы, узнают о традициях англоязычных народов: таким образом они учатся принимать и уважать иную культуру и ценить свою. Духовный мир таких детей становится богаче.
Таким образом, обучение младенцев, малышей и дошколят английскому языку на курсах иностранных языков – это инвестиция в успешное будущее детей. Активные и креативные они смогут в будущем достичь большего академического успеха, легче адаптироваться в современном мире и успешно построить свою карьеру.
Дело за малым: нужно только выбрать … курсы!
Лариса Миляева, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации