Государственный финансовый контроль и аудит – анализ эффективности и векторы развития

Оценка современного состояния институтов государственного финансового контроля (ГФК) и аудита в РФ, анализ результативности их деятельности и разработка мер по их оптимизации представляют значительную научно-практическую ценность. Эти механизмы выступают ключевыми гарантами законности, целевого расходования бюджетных ресурсов и укрепления финансовой дисциплины в публичном секторе. Тем не менее, сохраняется дискуссия об их действенности, особенно на фоне экономической турбулентности и усиления бюджетных угроз.

Исследование сосредоточено на углубленной оценке итогов контрольных мероприятий за 2020-2025 гг., выявлении ключевых тенденций, установлении взаимосвязей между масштабом проверок, объемом выявленных нарушений и финансовым ущербом, а также формулировке рекомендаций по совершенствованию системы. Анализ базируется на данных официального портала государственного и муниципального финансового аудита и отчетности надзорных ведомств с применением методов математической статистики, корреляционного анализа и сравнительной оценки показателей за пятилетие.

Объектами контроля являются органы государственной (муниципальной) власти, государственные (муниципальные) унитарные предприятия (ГУП/МУП), государственные (муниципальные) учреждения (ГУ/МУ), административные органы государственных внебюджетных фондов (ГВБФ).

Ключевыми результатами проверок является, во-первых, неравномерная динамика контрольной активности - период 2020-2025 гг. характеризовался выраженной волатильностью количества проверок. Значительный спад в 2020 г. был обусловлен экономическим кризисом и пандемийными ограничениями. Резкий всплеск активности в 2021 г. сменился новой тенденцией к сокращению проверок в 2024-2025 гг., особенно в отношении ГУ/МУ и органов власти. Во-вторых, имеет место объем выявленных несоответствий- количество нарушений повторило общую динамику проверок (минимумы в 2020 и 2022 гг., максимумы в 2021 и 2025 гг.). Примечателен выявленный парадокс 2021 года- рост числа проверок не привел к пропорциональному увеличению нарушений. Это может свидетельствовать как о повышении финансовой дисциплины объектов контроля, так и о снижении эффективности самих контрольных процедур. В-третьих, изменился финансовый масштаб нарушений, а корреляционный анализ показал, что суммарный объем финансовых нарушений демонстрирует слабую корреляцию как с количеством проверок, так и с числом выявленных несоответствий. Ярким примером служат данные 2025 г. (по состоянию на июль)- в ходе проверки исполнения федерального бюджета выявлены нарушения на 443,6 млрд руб., при этом свыше 50% из них были оперативно устранены в ходе проверки только по одной группе объектов. Корреляционный анализ подтвердил высокую взаимосвязь между количеством проверок и числом нарушений (коэффициент ~0.86), низкую зависимость суммы нарушений от других показателей (кроме отдельных подгрупп объектов).

На основании анализа предложен новый оценочный показатель- индикатор эффективности контроля в виде коэффициента превышения прироста нарушений над приростом проверок (КППНПП). Он позволяет оценивать результативность наращивания контрольной деятельности.

Таким образом, перспективными направлениями развития финансового контроля и аудита является оптимизация объема контроля через увеличение числа проверок до момента стабилизации показателя КПППНПП на минимальном уровне. Еще одно эффективное направление в данной сфере- внедрение КПППНПП. Использование данного индикатора необходимо для планирования контрольной работы и оценки ее результативности. Актуально также исключение дублирования, ориентированное на четкое разграничение функций внутреннего и внешнего контроля для снижения административной нагрузки на подконтрольные структуры. Наконец, необходима реализация риск-ориентированной модели, предусматривающий переход к системе, фокусирующей ресурсы на объектах и направлениях с максимальными бюджетными рисками, основанной на предикативном анализе.

Как отмечает Любовь Адамская, доцент кафедры Государственного и муниципального управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, полученные выводы и рекомендации имеют прикладное значение для органов государственного финансового контроля (ГФК) (деятельность контрольных органов, которая осуществляется на основании законодательства с помощью специфических приемов и методов ГФК) и финансового аудита и могут быть интегрированы в образовательные программы и научные изыскания в сфере госуправления и бюджетного регулирования.

Другие пресс-релизы