Расходы федерального бюджета на технологическую независимость и технологическую безопасность России: основные приоритеты.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации проводит исследование фискального регулирования обеспечения технологической независимости и технологической безопасности России.

Помимо развития инноваций, обеспечить технологический суверенитет России необходимо еще по двум важнейшим направлениям: технологическая независимость и технологическая безопасность. Достижение технологической независимости подразумевает решение двух задач: технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем и контроль на национальном уровне над воспроизводством критических и сквозных технологий.

Как показало исследование, меры фискальной поддержки функционирования производственных систем сосредоточены на четырех основных направлениях: поддержка крупных промышленных проектов (например, через механизмы кластерной инвестиционной платформы или специальных инвестиционных контрактов), поддержка отдельных отраслевых решений (например масштабная поддержка разработок и производства беспилотных авиационных систем), поддержка проектов по территориальному признаку (например, особые экономические зоны) и поддержка МСП. Всего по данным Государственной информационной системы промышленности насчитывается более 2200 различных мер поддержки по указанным направлениям, из которых 65% приходится непосредственно на финансовую поддержку без учета разных льгот (например, таможенных, инвестиционных, налоговых), которые составляют еще 11%. Прочими видам государственной поддержки является консультационная поддержка, образовательная, имущественная и внешнеэкономическая. При этом почти 90% всей поддержки оказывается на региональном уровне, а наибольшая вариабельность мер присуща МСП.

Контроль на национальном уровне над критическими технологиями реализуется через такие специфические механизмы, как государственный оборонный заказ, прямое бюджетное финансирование ОПК, финансирование разработки специализированного отечественного программного обеспечения и прочее. В свою очередь, бюджетное финансирование сквозных технологий сосредоточено в настоящее время на развитии искусственного интеллекта, биометрии, генной инженерии, квантовых технологий и т.д.

На федеральном уровне важнейшим источником финансового обеспечения технологической независимости и технологической безопасности является федеральный бюджет.

Доцент Кафедры общественных финансов Финансового факультета Финуниверситета Александр Ложечко отмечает, что расходы федерального бюджета, направленные на финансовое обеспечение технологической независимости и технологической безопасности, предусмотрены в основном в рамках национального проекта «Экономика данных и цифровая трансформация государства», включающего в себя 9 федеральных проектов.

Совокупное финансовое обеспечение федеральных проектов, входящих в национальный проект «Экономика данных и цифровая трансформация государства» в 2025–2027 гг., млрд рублей.

Запланированный объем финансового обеспечения расширения доступа в Интернет на 2025–2027 годы составляет 72,7 млрд рублей. При этом ведущий проект – создание низкоорбитальной спутниковой группировки. На мероприятия, косвенно влияющие на развитие сквозных технологий, такие как создание шести цифровых платформ в социальной сфере, развитие сети Wi-Fi и разработка отечественной мобильной операционной системы, предусмотрено 54,7 млрд рублей. Финансирование искусственного интеллекта, как важнейшей сквозной технологии, составит 26,5 млрд рублей за счет средств федерального бюджета в 2025-2027 гг. При этом объем финансирования до 2030 года должен превысить 145 млрд рублей.

Развитие цифрового формата предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках проекта «Цифровое государственное управление», являясь скорее следствием развития сквозных технологий, будет профинансировано на общую сумму 209,56 млрд рублей. На разработку отечественного программного обеспечения и ряда технологических решений (например, базовых станций мобильной связи) запланировано 28,1 млрд рублей на 2025–2027 годы, а общий объем финансирования до 2030 года оценивается в 110,8 млрд рублей, включая 46,8 млрд рублей из внебюджетных источников. Прикладные исследования и перспективные разработки в значительной степени сосредоточены на квантовых технологиях и разработке оборудования для сетей 5G – совокупные объем финансирования в среднесрочной перспективе составляет 14,9 млрд рублей. Развитие инфраструктуры кибербезопасности, как важнейшего элемента технологической безопасности России, составит 38,1 млрд рублей из федерального бюджета, включая 9,6 млрд рублей на безопасность Рунета, а совокупные расходы до 2030 года предварительно оцениваются в 68,8 млрд рублей. При этом важнейшими задачами, которые будут профинансированы за счет указанных средств, будут являться вопросы развития системы ТСПУ, создания единой платформы борьбы с мошенниками (с участием операторов связи и банков), системы блокировки фишинговых ссылок, блокировки DDoS-атак, проведения проверок защищенности ряда ГИС, борьбу с утечками персональных данных и т. д. В свою очередь кадровое обеспечение цифровой трансформации будет финансироваться в объеме 13,7 млрд рублей в 2025-2027 гг.

Другие пресс-релизы