Государство продолжает планомерно формировать благоприятную среду в осуществления предпринимательской деятельности в нашей стране. Несколько лет реализуется стратегия поддержки развития малого и среднего предпринимательства, одним из инструментов которой является функционирующая цифровая платформа МСП.РФ. Банк России совместно с Минэкономразвития России способствовали расширению применения альтернативных источников заемных средств для субъектов предпринимательства, в том числе получение субсидий такими субъектами при использовании инвестиционных платформ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1898 от 27.12.2019. Работают меры государственной поддержки в рамках реализации промышленной политики – СПИК 2.0.
В конце ноября 2025 года Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2025 № 3523-р сформулирована национальная модель ведения бизнеса, представляющая «систему ключевых показателей эффективности ее реализации и планов мероприятий по их достижению до 2030 года на федеральном и региональном уровнях, направленных на улучшение делового климата и условий ведения бизнеса на территории РФ». Национальная модель состоит из 11 «дорожных карт», в которые включены 280 мероприятий, направленных на достижение 40 целевых показателей: регистрация бизнеса и налогообложение, недвижимость, энергетическая инфраструктура, коммунальная инфраструктура, трудовые нормы, финансовые услуги, инновации и патенты, конкуренция, международная торговля, разрешение споров и банкротство. Следовательно, модель охватывает основные процессы, с которыми сталкивается предприниматель: регистрацию бизнеса, уплату налогов, получение патентов, развитие инновационных производств, подключение к энергосетям, разрешительные процедуры, механизмы разрешения споров.
В Распоряжении Правительства Российской Федерации прописаны не только направления («дорожные карты»), но и непосредственные уполномоченные ведомства по каждому из этих направлений, например, ФНС России отвечает за результаты по направлению "Регистрация бизнеса и налогообложение", Минстрой России – за направления "Недвижимость" и "Коммунальная инфраструктура", Минфин России – за направления "Финансовые услуги". Наибольшая ответственность за реализацию национальной модели возложена на Минэкономразвития России, т.к. ведомство отвечает сразу по 4 направлениям "Инновации и патенты", "Международная торговля", "Разрешение споров" и "Банкротство".
Целей реализации национальной модели несколько, главной из которых является создание комфортных и предсказуемых условий ведения бизнеса по всей стране. Однако данная модель не рассматривается только на уровне микроэкономики, Правительство Российской Федерации ставит более высокую цель, связанную с позиционированием нашей страны в мире, а именно достижение Российской Федерацией к 2030 году позиции не ниже 20-го места в рейтинге стран-лидеров в соответствии с методикой ведущего мирового исследования по условиям ведения бизнеса. В этой связи ставятся конкретные показатели, достижение которых и будет говорить об успешной реализации задач, указанных в стратегическом документе, в том числе:
- сокращение инвестиционно-строительного цикла (до 1 тыс. дней в 2030 году);
- рост доли компаний, внедривших новый продукт за последние три года и потратившихся на исследования за последний год (до 60%);
- сокращение временных затрат бизнеса на подготовку и отправку налоговой отчётности (до 90 в год);
- сокращение сроков подключения к различным сетям, упрощение процедур для получения согласований в сфере строительства;
- модернизация института банкротства для повышения шансов на реабилитацию должника (доля реабилитационных процедур планируется нарастить до хотя бы 3%);
- увеличение уровня цифровизации финансовых услуг для юридических лиц (должен достичь 94% к 2030 году).
Мониторинг по указанным направлениям выявил проблем, требующих принятия первоочередных решений: необходимость снижения административной нагрузки на бизнес; стимулирование внедрения инноваций, для полноценного экономического развития до 60% компаний должны участвовать в проведении исследований и практической реализации инновационных проектов; проведение модернизации института банкротства, связанные трансформацией процедур реструктуризации долгов и повышения эффективности торгов в рамках конкурсного производства. Важной задачей и одной из значимых проблем является устранение препятствий для бизнеса и ускорение пограничных процедур в сфере конкуренции и международной торговли, по этим направлениям на сегодняшний момент уже работают проекты, развиваемые с помощью применения цифровых технологий, в рамках сотрудничества стран ЕАЭС, однако, экономические санкции оказывают негативное влияние. В указанном выше Распоряжении Правительства Российской Федерации также установлено, что будет осуществляться ежеквартальный мониторинг исполнения «дорожных карт» с привлечением экспертов и бизнеса, по его результатам Минэкономразвития России будет направлять доклад.
Таким образом, по мнению Елены Баракиной, доцента кафедры международного и публичного права Финансового университета Российской Федерации, формирование национальной модели ведения бизнеса является не только концептуальными планами на будущее экономическое развитие России, но и выстраиванием целостной системы, части которой уже сейчас функционируют, однако действуют зачастую разрозненно. Данная модель будет выполнять координирующую функцию с опорой на достижение целевых показателей. Фактически национальная модель показывает, как именно будет выглядеть экономическое будущее Российской Федерации, основанное на результатах развития экономики данных с применением инструментов платформенной экономики.