В эру цифровых технологий, высокой конкуренции и открытости информации для коммерческих организаций особенно актуально и остро стоит вопрос экономической эффективности бизнеса. Уже нельзя просто экстенсивно расширять своё производство и увеличивать обороты за счет новых точек, так как в таких местах может быть множество потенциальных конкурентов или же целевая аудитория конкретных районов может в целом не попадать под требуемую для конкретной фирмы. Именно поэтому в современном мире на первое место и выходят исследования, за счет которых в дальнейшем лицо принимающее решение и осуществляет свой выбор по открытию нового магазина, отделения и т.д.
Исследования такого рода и носят название «геоналитика». Геоаналитика – это лишь один из многих терминов, используемых для описания анализа данных на основе местоположения. Другие названия для этого включают в себя: разведку местоположения, геолокацию, геопространственный анализ, географический анализ и многие другие. На самом деле все эти термины описывают одну и ту же основную идею: применение географии к конкретным бизнес-процессам для получения аналитических сведений.
Геоаналитика решает целый ряд задач: визуализация данных с географической точки зрения; интерактивное картографирование; географический анализ и поиск; кластеризация и построение тепловое карт; тематическое картографирование; проектирование и управление территориями; оптимизация маршрутов; прогнозирование;
Важность геоаналитики, по мнению Гриневой Натальи Владимировны, к.э.н, доцента кафедры информационных технологий Финансового университета, заключается в том, что она предоставляет для бизнеса новую точку зрения, основанную на их данных. В частности, когда речь идет о данных CRM, отчетов и таблиц, то этого недостаточно для того, чтобы действительно выявить нужные практические идеи. Геоаналитика берет данные, которые есть у организации и отображает их на карте, упрощая понимание и получение полезной информации. Высокая значимость количественной оценки взаимосвязи между изменениями географического расположения объекта и изменениями экономических показателей эффективности обусловлена тем, что выявленные закономерности лежат в основе инвестиционного анализа организации.
Мировой рынок аналитики местоположения был оценен в $20,6 млрд в 2025 году и, по прогнозам, достигнет $38,5 млрд к 2028 году со среднегодовым темпом роста 13,4%. Другие источники прогнозируют среднегодовой темп роста 19,7%. Объем рынка геопространственной аналитики в США в 2024 году оценивается в 29,69 млрд долларов США, а к 2034 году, по прогнозам, он составит около 111,06 млрд долларов США. Среднегодовой темп роста с 2025 по 2034 год составит 14,09 %. Объем российского рынка геоаналитики по итогам 2025 года вырастет до 1,8 млрд рублей.
Рынок включает такие сегменты, как геомаркетинг, геотаргетинг и предиктивную аналитику, а также консалтинговые услуги. Как показывает анализ, основных компаний, предлагающих услуги геоаналитики на российском рынке не много. Ведущими компаниями рассматриваемой области является СберАналитика, Теле2, Геоинтеллект, Platforma, БСТ Диджитал и другие.
Основные иностранные компании, работающие на рынке аналитики местоположения это Microsoft Corporation, SAS Institute Inc., Google LLC, TomTom International BV, HERE Technologies.
В 2024 году на рынке геопространственной аналитики доминировал Азиатско-Тихоокеанский регион. В Азиатско-Тихоокеанском регионе на рынке геопространственной аналитики доминировали Китай и Индия. Рост рынка геопространственной аналитики в Азиатско-Тихоокеанском регионе обусловлен растущим числом государственных инициатив.
Примерами использования геоаналитики может быть как анализ плотности населения, среднего чека и уровня дохода в конкретном районе может помочь выбрать наиболее прибыльное местоположение, изучение данных о конкурентах и их расположении помогает выявить свободные ниши и определить лучшие места для размещения новых торговых точек, так и анализ трафика и расположения потенциальных клиентов позволяет оптимизировать маршруты доставки. Геоаналитика помогает компаниям оценивать потенциал новых мест для открытия магазинов, кафе или пунктов выдачи заказов, анализировать покупательную способность населения и концентрацию конкурентов, оптимизировать логистику и маршруты.
По данным Google и Яндекса, более 70 % запросов со смартфонов — локальные: «кафе рядом», «ремонт у дома», «лучший салон в моём районе». Бизнесы, которые адаптируют рекламу под географию клиента, получают плюс 40 % к конверсии, минус 25 % к стоимости лида и плюс 30 % возврата клиентов.
Высокая значимость количественной оценки взаимосвязи между изменениями географического расположения объекта и изменениями экономических показателей эффективности обусловлена тем, что выявленные закономерности лежат в основе инвестиционного анализа организации.
Таким образом, экономическая эффективность и геоаналитика сейчас очень тесно связаны между собой, так как любой офлайн бизнес стремится максимизировать отдачу от вложенных ресурсов, а геоаналитика, в свою очередь, дает организации тот инструментарий, на основе которого она может принять максимально эффективное решение, основанное не просто на догадках или соображениях, но и подтвержденное реальными результатами.