Метакогниция: высшая форма интеллекта или новый бизнес-секрет?

Умение думать о том, как вы думаете – называется метакогниция. Часто одна компания, топ-менеджмент которой, безусловно, опытен и много работает, тем не менее не сохраняет внутреннюю устойчивость, доход, энергию, социальную гармонию, напротив – транслирует постоянное напряжение и деструктивизм, не способна функционировать в условиях мировой нестабильности, глубоких трансформаций и кризиса. Хотя, казалось бы, и компания - конкурент находится в тех же условиях: тот же рынок, те же риски, похожая нагрузка. Почему так происходит? Одна компания выгорает, другая – непременно растет, масштабируется, не придерживается прежних схем, обеспечивая связность на всех уровнях и прозрачность, открывая большие возможности.

Бизнес - секрет довольно прост: разница в уровне мышления, с которого принимаются решения. То есть, необходимо не просто решать задачи, а понимать, из какой точки вы их решаете. Согласно исследованиям, метакогнитивные умения являются куда более сильным предиктором академической успеваемости, чем общий IQ.

Дело в том, что, глобальные трансформации в мире труда ведут к тому, что значительная часть нынешних профессий исчезнет, а новые будут очевидно формироваться вокруг качеств, которые машины не способны воспроизвести. Согласно исследованию Forbes, почти половина существующих навыков устареют к 2030 году, а люди будут вынуждены переобучаться и адаптироваться заново – и это станет постоянным процессом. Согласно внутренним исследованиям HeadHunter, крупнейшей российской компании интернет-рекрутмента, развивающей бизнес в России, Белоруссии, Казахстане, количество вакансий, предлагаемых работодателями в январе 2025 года, снизилось на 8 % по сравнению с аналогичным периодом в 2024 г., а в январе 2026 года вакансий на рынке было уже на 30 % меньше, чем в первом месяце 2025 года.

Как нейтрализовать кризис антропогенеза, понять собственную суперсилу, найти тот внутренний GPS XXI века, которой бы помогал тебе ориентироваться на рынке труда и стать специалистом, находящимся вне факторов уязвимости? О кризисе антропогенеза и его не самом радужном влиянии на самодостаточность современного специалиста много говорят, связывая обеспокоенность с фактом о том, что сейчас человечество переживает критическую фазу своего развития в условиях внимания к индивидуализму, а также в условиях автоматизации, внедрения искусственного интеллекта и цифровой трансформации. Здесь, чтобы отличаться от других и не нести риски комплексного отставания, нужны более сложные навыки, в рамках которых растет значение критического мышления и человеческого взаимодействия. В данных условиях способность эффективно работать в разных командах и учитывать разные точки зрения становится конкурентным преимуществом в новой реальности.

Очевиден вывод о том, что традиционные знания и технические навыки перестают быть самодостаточными. Совместно с этим когнитивные и психологические навыки становятся критически важными: именно они смогут обеспечить устойчивость, ориентацию в неопределенности, способность учиться и адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Эти навыки уже перестали быть «приятным бонусом». Они становятся фундаментом личного и профессионального успеха, которого нельзя достичь одной лишь профессиональной экспертизой

Метакогниция – навык, связанный непосредственно с самоорганизацией и самосознанием, представляется сейчас как выход из кризиса. И это не просто академичный тренд и раскрученная тема масштабных конференций, а реальная практика контроля над тем, что мы делаем, как мы реализуем свои задачи. Практическое проявление метакогниции заключается в прямой способности отслеживать и калибровать собственное мышление. Это своеобразное мышлении о мышлении – секрет, который не позволяет специалисту быть уязвимым перед лицом непредвиденных событий и потрясений. В общем и целом, человек способен думать о своем мышлении: планировать задачу, отслеживать прогресс и корректировать подход, это глубокие рассуждения о том, какие стратегии мы применяем и почему, на каком основании мы выбираем те или иные подходы, и как корректируем планы в ответ на сложности. 

Метакогнитивные знания включают в себя сведения: о себе и людях (как происходит познание у меня и у других? каким образом я обрабатываю информацию?); о конкретных задачах (какие навыки необходимы для решения этой задачи? сколько времени потребует ее выполнение?); о конкретных стратегиях (какие стратегии существуют в целом? какие стратегии более эффективны, а какие менее?). 

Метакогнитивная регуляция состоит из следующих компонентов: планирование (подготовка к выполнению задачи, постановка цели, разбивка крупных шагов на этапы и так далее); мониторинг (рефлексия, мониторинг промежуточного прогресса и так далее); контроль (размышление на предмет выбранных стратегий: достаточно ли они эффективны? нужно ли что-то менять в подходе к решению задачи?); оценка (рефлексия после выполнения задачи: оценка результатов и собственного состояния). 

По мнению кандидата педагогических наук, доцента кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Яны Рупасовой: «Метакогниция – это прежде всего личностный ресурс и наглядное отражение современных мировых тенденций, и чем больше сотрудников обладают этим навыком, тем ценнее компания, тем более она эффективна. Этот навык должен быть отполирован, отсутствие навыка порождает дискуссию о том, что стагнация в мышлении создает риск разрушения».

Яна Рупасова отмечает: «В общем и целом, метакогниция – это простой и понятный механизм, позволяющий принимать решения, направленные на минимизацию вероятности неблагоприятных событий и их последствий. Он позволяет заранее идентифицировать потенциальные угрозы, оценить их возможное влияние на деятельность. Разработать экономически оправданные меры для снижения потерь».

Другие пресс-релизы