«Экономика – это мы с вами»

«Не пеняйте на внешние трудности и не откладывайте инвестиции и трансформацию своих компаний «до лучших времен»

Государство, бизнес – большой, средний и малый, большинство граждан России, зарубежные эксперты и конкуренты сходятся в одном – российская экономика способна на большее, чем те скромные 1,5-2% роста, что она показывает сейчас. Мы, бизнесмены, конечно, можем дружно пенять на «внешнего врага», санкции, цены на нефть и курс рубля, ждать, когда государство создаст условия для роста экономики. А можем всерьез заняться эффективностью своих производств – будь то металлургический комбинат или небольшое ИП, чтобы оставаться «на плаву», несмотря на внешние вызовы. А еще – продолжить вкладывать в будущее тех сообществ, частью которых мы являемся. Ведь экономика страны – это не только правительство, ЦБ и администрация президента и даже не курс рубля, это сумма усилий всех субъектов экономической деятельности, а значит, экономика – это мы с вами.

Чтобы оставаться конкурентоспособными сегодня, несмотря на внешние вызовы, необходимо:

● быстро реагировать на меняющиеся запросы общества и потребности клиентов;

● продолжать инвестировать в свои производства и развитие регионов присутствия;

● развивать диалог с государством для реализации национальных приоритетов;

● повышать эффективность своего бизнеса и менять культуру своих сотрудников;

● сохранить международную кооперацию и постараться избежать изоляционизма.

Инвестиции в тренды

Инвестиционную активность по праву считают важнейшим фактором экономического роста. Очевидно, что беспрецедентная волатильность на финансовых рынках, которую мы сегодня наблюдаем, не способствует желанию бизнеса занимать и вкладывать больше. Однако для самого бизнеса такое инвестиционное «затишье», возможно, даже опаснее финансовых рисков.

В чем заключается успех любого бизнеса в мире быстро развивающихся технологий и меняющихся запросов потребителей? В том, чтобы вовремя разглядеть тренд, оценить его влияние на твою сферу деятельности и инвестировать в него правильное количество ресурсов (капитала, компетенций, времени) оптимальным способом. Отказываясь от инвестиций, компании рискуют упустить момент и безнадежно отстать в конкурентной гонке. Поэтому, несмотря на неопределенность на финансовых рынках, в этом году «Северсталь» объявила об увеличении инвестпрограммы – в ближайшие 3 года она практически удвоится до $1,4 млрд в год.

Помимо инвестиций в тренды – цифровизацию производства и развитие клиентских сервисов – это проекты в основном производстве (например, строительство доменной печи и коксовой батареи). Рентабельность невозможна на недоинвестированных предприятиях.

Очевидно, что тренд, который будет формировать будущее любой индустрии, – разворот в сторону ценностей общества устойчивого развития. Мы должны понимать, что успеха не бывает на «выжженной земле». И для бизнеса забота об окружающей среде и развитие регионов, в которых он работает, — это не просто обязательство, закрепленное в законодательстве, но и гарантия процветания в будущем. С 2015 по 2018 г. наши вложения в природоохранные мероприятия составили почти 15,5 млрд руб. В Череповце снижены выбросы в атмосферу на 8400 т в год (на 11%) – только представьте, это примерно 120 грузовых вагонов выбросов, которыми больше не дышит город. Важно не допустить, чтобы внешняя нестабильность стала для нас препятствием на пути к обществу устойчивого развития. До 2024 г. мы планируем вложить в экологию еще 11 млрд руб. и снизить выбросы еще на 10% к уровню 2017 г.

Диалог о будущем

Важно понимать, что не любые массированные вложения могут стать драйвером экономического роста. Поэтому вполне понятно желание государства стимулировать инвестиции крупного бизнеса именно в приоритетные для страны направления. И координация усилий здесь крайне важна. Сегодня государство и бизнес в рамках сформированной вместе рабочей группы оценивают перспективы проектов, которые могут способствовать реализации майского указа президента, анализируют – какие из них и почему были поставлены инвестором «на паузу» и как изменить ситуацию.

Кстати, многие СМИ саркастично отметили, что компании представили рабочей группе проекты, которые и так были заложены в их стратегии. Но о чем это говорит? Лишь о том, что национальные приоритеты верно отражают запросы и вызовы общества, которые не может игнорировать бизнес. Ускорение технологического развития и цифровизация, повышение производительности труда, несырьевой экспорт – без инвестиций в эти направления любая современная компания просто не сможет оставаться конкурентоспособной, а забота об экологии сегодня не только неотъемлемая часть стратегии любого ответственного бизнеса, но и, например, обязательное условие для привлечения финансирования на международных рынках. Это касается и наших компаний – мы представили проекты общей стоимостью более 400 млрд руб.

Трансформируй себя сам

Справедливо ли говорить о том, что крупные инвестиции – единственно возможный ответ бизнеса на вызовы рынка и общества? Очевидно, нет. Сохранить конкурентоспособность в условиях внешних вызовов компании поможет, во-первых, повышение эффективности предприятий и производительности труда, а во-вторых, тонкая настройка процессов с учетом новых потребностей клиента. Это то, чего зачастую не хватает российским компаниям для успешной конкуренции на современном рынке.

По производительности труда мы отстаем от мировых лидеров. По данным ОЭСР, этот показатель на час рабочего времени у нас составляет примерно треть от американского уровня. О какой конкуренции может идти речь? В «Северстали» мы занимаемся темой производительности давно: система, которую мы выстраивали с 2010 г., по нашим внутренним оценкам, приносит нам около 2 млрд руб. в год (EBITDA компании в 2017 г. – $2,6 млрд. – «Ведомости»). Другие российские компании тоже добились впечатляющих результатов в этой области, но средний уровень производительности в стране далек от ведущих мировых.

Но даже высокой эффективности уже недостаточно, чтобы обеспечить себе будущее в мире высоких технологий и возросших потребностей клиентов. Сегодня потребитель ждет от поставщика не просто качественного продукта, а комплексного решения его бизнес-задачи, иногда – совместного (как с «Роснано» и испанской Windar, с которыми мы запустили совместное производство башен ветроустановок). Одновременно необходимо быстро реагировать на внешние возможности и вызовы. Для этого нужно в принципе изменить подход к работе наших сотрудников, изменить культуру — мотивировать людей проявлять инициативу, браться за эксперименты, самоорганизоваться в команды для решения задач, а также привлекать внешнюю экспертизу — институты, лаборатории, инновационные компании и стартап-команды. За счет этого мы рассчитываем ежегодно без учета внешних факторов наращивать EBITDA на 10–15% в течение ближайших пяти лет.

Надеюсь, наш пример вдохновит других, мы готовы делиться опытом. Информации о том, как повысить эффективность и конкурентоспособность в новых реалиях, много – важно, чтобы бизнес захотел ее слышать, анализировать – и меняться.

В современном мире конкуренция приобретает новую форму. Раньше она работала по принципу «все против всех», сегодня успех практически невозможен в отрыве от экосистемы, в которой ты работаешь. Парадоксально, но факт: по мере того как конкуренция возрастает, а рынки для нас закрываются, единственно возможным способом выжить становится обмен знаниями и вовлечение всех участников российского рынка в борьбу за выживание. Мы не сможем обеспечивать свой успех без успеха наших клиентов, поставщиков, партнеров, благосостояния граждан нашей страны, роста ее экономики.

Постскриптум

«Внешние факторы нивелируют любую стратегию роста, так зачем же тратить силы и ресурсы?» — такие настроения сегодня не редки в мире бизнеса. Торговые войны, санкции, волатильность цен на нефть – мы все живем в напряженном ожидании. Но значит ли это, что надо подождать с инвестициями и трансформацией своих компаний «до лучших времен»? Проблема в том, что в современном мире такая «стратегия» равносильна самоубийству.

При этом торговые связи в мире сегодня настолько сложны и многогранны, что затишье бизнеса в одном крупном регионе может спровоцировать «эффект домино» в других экономиках. Это понимают дальновидные бизнесмены любой части света. Поэтому, несмотря на сложившуюся ситуацию, мы продолжаем говорить о необходимости свободного режима мировой торговли, работаем над повышением эффективности таможенных процедур, принимаем участие в рабочих группах по совершенствованию процедур и норм ВТО, не боимся обмениваться опытом с международными компаниями.

Изоляционизм – это путь в никуда. Крайне важно сохранить международную кооперацию и продолжить выстраивать транснациональные цепочки поставок, несмотря на внешнее и внутреннее давление, которое мы все ощущаем. В конце концов, мировая экономика – это именно мы.