Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ на основе данных опросов анализирует практики популяризации результатов научной деятельности и оценивает их распространенность и востребованность среди населения.
Справочно: эмпирической базой для анализа послужили результаты: 1) опроса, проведенного в рамках проекта «Делаем науку в России», который нацелен на комплексный анализ состояния и перспектив развития российской науки и продолжает исследование Doing Science (2017 и 2022 гг.). В рамках третьей волны (октябрь–ноябрь 2024 г.) представителям 719 научных организаций и университетов (руководители или их заместители по научной деятельности) было предложено оценить уровень взаимодействия их организаций с обществом по пятибалльной шкале, где 1–2 — негативная оценка текущей ситуации/ее ухудшение через три года; 3 — нейтральная оценка/отсутствие ожиданий изменений; 4–5 — позитивная оценка/улучшение через три года; 2) репрезентативного опроса населения (N=6 946 респондентов в возрасте 18–65 лет, 2023/24 гг.), проведенного в рамках Мониторинга инновационного поведения населения НИУ ВШЭ.
Главные выводы:
Руководители научных организаций и вузов оценили текущий уровень коммуникаций с обществом на 3,79 балла из пяти возможных (4,04 балла на трехлетнем горизонте). И текущие и прогнозные оценки превышают данные по остальным семи аспектам измерений делового климата в науке (финансирование, кадровый потенциал, инфраструктура, др.).
При сравнении результатов новой волны опроса с предыдущей заметен рост готовности научных организаций и вузов к взаимодействию со СМИ (3,92 балла в 2022 г.; 4,02 — в 2024 г.) и проведению научно-популярных мероприятий (публичные лекции и др.) (4,09; 4,14), также видна некоторая стабилизация практик обновления образовательных программ с опорой на новые научные знания (4,15; 4,07).
В наибольшей степени удовлетворены взаимодействием с обществом представители вузов (4,17 балла); для коммерческих научных организаций в форме АО, ООО, ФГУП в силу особенностей их деятельности подобные практики менее характерны (3,46).
Углубленное рассмотрение оценок опрошенных руководителей вузов показывает, что самый высокий прирост их ожиданий связан с вовлечением обычных граждан в исследовательскую работу в тех или иных форматах волонтерских практик (3,5 балла в 2024 г.; 4,08 — через три года). В разрезе областей науки более всего заинтересованы в развитии подобных инициатив представители гуманитарных и социальных направлений (+0,51 и +0,53 соответственно). * Данные опроса ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, проведенного в рамках Мониторинга инновационного поведения населения, демонстрируют, что в России сложилась
постоянная аудитория потребителей научно-популярного медиаконтента: 17% респондентов в возрасте 18–65 лет в том или ином формате смотрят, читают или слушают материалы о науке и технологиях хотя бы раз в неделю; еще 51% опрошенных это делают реже, в том числе случайно замечая в СМИ новости о научных достижениях.
Каждый десятый регулярно (раз в неделю) смотрит телепередачи о науке и технологиях (11%) или видео в интернете (10%). Слушают подкасты 6% респондентов. В интернете постоянно читают о науке и технологиях 8% опрошенных, в печатных медиа — 3%. Для молодежи основным каналом научно-образовательного контента стал интернет, для старшего поколения таким остается телевидение.
Каждый седьмой респондент (14%) в течение года посещал какой-либо научный музей, (археологический, этнографический, краеведческий, др.), 4% — научно-популярные лекции на разных площадках. Таким образом, активность научно-исследовательских и образовательных организаций по популяризации науки так или иначе находит отклик у россиян, при этом практики взаимодействия с популярной наукой в обществе весьма дифференцированы.