Одним из видов государственной поддержки материнства в студенческой среде является пособие по беременности и родам, право на выплату которого имеют женщины, обучающиеся по очной форме обучения в системе среднего профессионального, высшего, дополнительного профессионального образования и научных организациях.
С 01.09.2025 года изменился порядок расчета величины пособия по беременности и родам студенткам очной формы обучения. Сейчас его величина составляет 100 % величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации по месту жительства или фактического проживания женщины-студентки.
Однако, как отмечает профессор кафедры аудита и корпоративной отчетности Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета Наталья Малиновская, величина прожиточного минимума для трудоспособного населения различается в субъектах РФ, и для расчета пособия используется его значение, действующее на дату начала отпуска по беременности и родам. Так, в Москве величина прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2026 году составляет 28 940 руб. (постановление Правительства Москвы от 11 ноября 2025 г. № 2665-ПП), в Московской области – 22 112 руб. (постановление Правительства Московской области от 13.10.2025 №1393-ПП), в Санкт-Петербурге – 22 502 рубля (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2025 №858).
Пособие по беременности и родам выплачивается единовременно за весь период отпуска по беременности и родам, который определяется как сумма дней отпуска до родов и после родов. Как правило, продолжительность отпуска до и после родов составляет по 70 календарных дней, то есть 140 дней в целом. Однако когда ожидается рождение одновременно нескольких малышей, отпуск до родов предоставляется на 84 календарных дня, а после родов – 110 календарных дней. Увеличенный отпуск после родов предоставляется женщинам-студенткам и в случае осложненных родов, его продолжительность составляет 86 календарных дней.[1]
Таким образом, величина пособия по беременности и родам московским студенткам при стандартной продолжительности отпуска (140 дней) в 2026 году составляет 135054 рубля (величина прожиточного минимума / 30 дней × количество дней отпуска).
Людмила Каширская, профессор кафедры аудита и корпоративной отчетности Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета, обращает внимание, что в настоящее время назначение и выплата пособия студенткам осуществляется Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России), и его территориальными органами.
Для получения пособия по беременности и родам женщинам-студенткам очной формы обучения потребуется выполнить следующие действия:
1) оформить листок нетрудоспособности,
2) получить справку из учебного заведения об обучении на дневном отделении с указанием срока отпуска по беременности и родам,
3) подать заявление на выплату пособия, воспользовавшись порталом госуслуг или клиентской службой Социального фонда России,
4) ожидать получения выплаты, так как решение о назначении пособия принимается отделением Социального фонда России в течение 10 рабочих дней, а выплата производится не позднее 5 рабочих дней.
Эксперты отмечают, что обратиться за назначением пособия по беременности и родам целесообразнее сразу после оформления листка нетрудоспособности. Поскольку величина пособия рассчитывается исходя из величины прожиточного минимума, действующего на начало отпуска по беременности и родам, ожидать повышения в 2027 году величины прожиточного минимума в регионе по месту жительства или фактического проживания нет необходимости. При отклонении от стандартной продолжительности отпуска в случае осложненных родов у женщины-студентки появится право на доплату за 16 дней отпуска. Если при родах выяснится, что беременность была многоплодной, возникнет право на доплату за 54 дополнительных дня отпуска. Для получения доплаты необходимо будет подать аналогичный пакет документов, в котором вместо заявления на выплату пособия будет заявление на перерасчет (доплату) пособия по беременности и родам.
Право на получение (перерасчет) пособия по беременности и родам сохраняется за женщиной-студенткой в течение 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.
[1] ст. 10 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ