Интеллектуальный таможенный пункт пропуска: реальность или миф?

Формирование интеллектуального пункта пропуска в системе таможенных органов представляет собой ключевой элемент перехода к цифровой модели таможенного администрирования, ориентированной на снижение административных издержек, повышение результативности контрольных процедур и ускорение трансграничного товарооборота.

Доцент Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.э.н. Дмитриева Ольга считает, что эффективная реализация такой модели предполагает не только модернизацию технической инфраструктуры, но и построение целостной архитектуры, в рамках которой автоматизированные контрольно-аналитические комплексы, идентификационные средства, электронные шлюзы и модули управления рисками взаимодействуют в едином информационном контуре.

Международный опыт свидетельствует о том, что подобные решения не являются концептуальными проектами, а уже функционируют в институционально и технологически оформленной среде.

Анализ практики реализации интеллектуальных пунктов пропуска в деятельности таможенных органов зарубежных стран указывает на переход к цифрово-интегрированной модели организации пограничного контроля, базирующейся на автоматизации операций, внедрении аналитических механизмов прогнозного характера и технологическом обновлении объектов околотаможенной инфраструктуры. Наиболее полно данный подход реализован в Китайской Народной Республике, где в рамках концепции «умная таможня, умные границы, умное взаимодействие» сформирована технологическая архитектура интеллектуального пункта пропуска. Модель, апробированная на примере пункта пропуска Хуанган, включает использование электронных замков E-lock, интегрированной с таможенной информационной системой, что позволяет в реальном времени отслеживать маршрут транспортного средства, фиксировать отклонения от заданной траектории и верифицировать целостность товарной партии.

Кроме того, на базе платформы Intelligent Customs Inspection (далее - ICI) реализовано многоуровневое применение машинного обучения и анализа рентгеновских изображений, получаемых с установок H986, CT и X-ray, что обеспечивает автоматизированную идентификацию рисковых объектов и формирует алгоритмическую логику отбора товарных партий для проведения таможенного досмотра. Время автоматического распознавания не превышает 10 секунд, при этом до половины операций контроля осуществляются без привлечения инспектора, что обеспечивает перераспределение нагрузки в пользу высокорисковых направлений. Использование самообучающихся алгоритмов анализа рентгеновских изображений в инспекционно-досмотровых комплексах расширяет возможности идентификации объектов без участия инспектора, снижая вероятность ошибок и ускоряя процедуру принятия решений.

Технологическая архитектура построена на стандартизации алгоритмов, унификации форматов данных и интеграции с модулями нейросетевой обработки, адаптируемыми под специфику товарных потоков и документов, включая сертификаты происхождения. Система обеспечивает точную «фильтрацию» потоков, снижает нагрузку на должностных лиц таможенных органов.

Результатом функционирования системы является автоматизированное ранжирование товарных партий по уровням риска с выделением поставок, подлежащих усиленному контролю, которые в интерфейсе инспектора маркируются как объекты применения иных форм таможенного контроля. Это обеспечивает возможность перераспределения ресурсов таможенного органа в пользу «адресного» контроля без увеличения нагрузки на должностных лиц.

По мнению доцента Кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, к.э.н. Полякова Антона, адаптация этих решений в российской практике возможна при наличии технологического обеспечения таможенных органов, внедрении искусственного интеллекта, активного взаимодействия не только таможенных, но и иных государственных органов (Пограничной службы ФСБ России, Федеральной налоговой службы и пр.). Указанные подходы формируют практическую основу для поэтапного формирования интеллектуального пункта пропуска как инструмента цифровой трансформации деятельности таможенных органов.

Другие пресс-релизы